0
3433
Газета Культура Печатная версия

30.05.2021 19:20:00

Классики и современники: невозможная встреча

Программа Postscript объединила лучших хореографов мира и артистов Большого театра

Тэги: современная хореография, большой театр, новая сцена, программа postscript


современная хореография, большой театр, новая сцена, программа postscript Артисты балета Екатерина Крысанова, Артемий Беляков, Ольга Смирнова и Якопо Тисси во время генерального прогона премьерной балетной программы Postscript в Большом. Фото агентства «Москва»

Продюсерской компании MuzArts, представившей на Новой сцене Большого театра вечер современной хореографии Postscript, действительно удалось невозможное. Много лет приходилось с досадой констатировать, что приглашения в российские проекты, даже на самые престижные сцены, явно не стоят в приоритете у самых востребованных хореографов мира. Не говоря о том, чтобы собрать в одной программе пять имен, каждое из которых уже само по себе дорогой подарок для любой из ведущих трупп в любой части света. Вернее, громких имен постановщиков в программе шесть: хореографы-звезды Уэйн Макгрегор, Алексей Ратманский, Сиди Ларби Шеркауи, Пол Лайтфут и Соль Леон, а еще – гуру актуальной моды Тьерри Мюглер.

Балет «Mcgregor+Mugler» открывает вечер из четырех одноактовок. Он создан специально для примы Большого театра Ольги Смирновой и впервые был показан в Лондоне в 2019 году. Российскую премьеру отсрочил ковид. Ожидание подогрело интерес. Однако завлекательное название осталось, пожалуй, самой яркой чертой этого опуса. Если не считать, конечно, металлического блеска злата-серебра, латекса, меха и прочих фирменных атрибутов стиля кутюрье, чей футуризм все явственнее превращается в трюизм. Тем не менее харизма знаменитого стилиста, очевидно, по-прежнему велика. Во всяком случае, даже всегда безошибочно узнаваемый интеллектуал от современной хореографии Уэйн Макгрегор оказался ее заложником, выдав продукт столь же безликий, сколь тривиальный. Немудрящее кабаретное действо а-ля космические пришельцы на новогодней елке как могли спасали Ольга Смирнова и Денис Савин, которые захватывающе станцуют и телефонную книгу.

Зато оставшиеся три одноактных балета стали настоящим подарком публике от хореографов и исполнителей.

Во-первых, они очень красивы. Каждый – по-своему. Не мишурной, галантерейной красотой, а гармонией ясного замысла, хореографического, композиционного и сценографического единства и феноменального исполнения. С тех пор как для российских трупп открылась возможность включать в репертуар постановки зарубежных хореографов всех техник и стилей, не раз случалось нам сетовать, что десятилетиями отрезанным от мира и взращенным единой школой отечественным «классикам» даже неоклассика нередко дается с трудом – не чувствуют иной стилистики, по-другому воспитаны тела.

И вот во всем блеске, свободе и ликующем совершенстве артисты Большого театра воплотили хореографию таких диаметрально отстоящих друг от друга мастеров, как Сиди Ларби Шеркауи («Фавн»), Алексей Ратманский («Воспоминание о дорогом месте») и дуэт Пол Лайтфут – Соль Леон (Postscript).

Вячеслав Лопатин, едва ли не при каждом появлении на сцене в последние годы восхищающий чутким проникновением все в новые и новые стили и будто бы не требующим усилий освоением все новых и новых техник, изумил и в этот раз. Шеркауи создал своего «Фавна» к столетию Русских сезонов. Подпал, как многие хореографы мира, под обаяние балета Вацлава Нижинского. Оригинальную партитуру «Послеполуденного отдыха фавна» Клода Дебюсси дополнила музыка современного британского композитора Нитина Сауни. Но Шеркауи не был бы Шеркауи, если бы позволил себе благословленный постмодернизмом перепев легендарного опуса культового хореографа. На пустой сцене (за атмосферу напоенной влагой буйной растительности отвечают лишь задник и свет художника Адама Карре) в любовной игре встречаются двое – то ли звери, то ли люди, то ли мифические существа. Это, в сущности, совсем не важно. Важна потрясающая по сложности, эмоциональной и эстетической мощи хореография, сжившись с которой, как будто прорастая друг в друге живой плотью и живой душой, Вячеслав Лопатин и его партнерша Анастасия Сташкевич превзошли себя.

Техническое и актерское слияние с замыслом постановщика продемонстрировали артисты Большого театра и в неоклассическом балете Алексея Ратманского. «Воспоминание о дорогом месте» – романтическом сочинении 2012 года для двух пар на музыку Петра Чайковского в оркестровке Александра Глазунова. С причудливой и в то же время четкой и ясной мизансценой, разнообразием настроений, поводов для проявления разных темпераментов и осознанной мимической игры. Неподражаемы здесь две примы – Ольга Смирнова и Екатерина Крысанова. Под стать им партнер Смирновой премьер Артемий Беляков. Для ведущего солиста труппы итальянца Якопо Тисси балет Ратманского и партнерство с Крысановой послужат хорошей школой.

Победно венчает программу спектакль, давший ей название. Postscript Пола Лайтфута и Соль Леон 2005 года на музыку Филипа Гласса – высокий класс современных хореографии и режиссуры. Ничего общего с тремя предыдущими по стилю, но такие же превосходные исполнение и игра. Это не столь удивительно для Екатерины Крысановой или Дениса Савина, которые уже работали на сцене Большого театра в постановках прославленного дуэта («Совсем недолго вместе», 2016). Для Ольги Смирновой это первый опыт. Однако Лайтфут-Леон умеют работать с актерами, выудить неведомые подчас состояния и ощущения из потаенных уголков души и неожиданные умения – из тела. Смирнова, целевым назначением, кажется, посланная в мир как воплощенная классичка, в работе с ними раскрылась с совершенно иной стороны. В своем репертуаре оказался и Вячеслав Лопатин. Хотя сейчас уже трудно сказать, какой репертуар не его. Органично вписались в полную драматизма хореографическую поэму Анастасия Денисова, Артур Мкртчян и Артемий Беляков. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Премьера оперы "Тоска" в Большом театре

Премьера оперы "Тоска" в Большом театре

Марина Гайкович

0
6339
Кто не боится Вирджинии Вулф. Хореограф Кристиан Шпук поставил в Большом театре балет по роману "Орландо"

Кто не боится Вирджинии Вулф. Хореограф Кристиан Шпук поставил в Большом театре балет по роману "Орландо"

Наталия Звенигородская

0
2566
Саломея не стала Лолитой. Опера Рихарда Штрауса вернулась в Большой театр через 95 лет

Саломея не стала Лолитой. Опера Рихарда Штрауса вернулась в Большой театр через 95 лет

Марина Гайкович

0
3347
Асмик Григорян: "Я принадлежу к поколению режиссерской оперы"

Асмик Григорян: "Я принадлежу к поколению режиссерской оперы"

Вера Степановская

В Большом театре представят премьеру "Саломеи" Штрауса

0
5702

Другие новости

Загрузка...