0
3200
Газета Культура Печатная версия

23.01.2022 18:12:00

Встреча искусства, науки, алтайских ледников и ракушек из Темзы

Выставка в Laboratoria Art&Science Foundation, по словам кураторов, возвращает цифровые данные в реальность

Тэги: новая третьяковка, выставка, искусство, наука, ледники, ракушки, темза


новая третьяковка, выставка, искусство, наука, ледники, ракушки, темза Огромная белая «скорлупа» похожа то ли на географический макет, то ли на оплавленную свечу. Фото агентства «Москва»

Второй проект Laboratoria Art&Science, получившей прописку в Западном крыле Новой Третьяковки, называется New Elements – и он о том, что за виртуальной реальностью, цифровой информацией стоит не абстракция, а вполне материальный мир. Кураторы Дарья Пархоменко и Дитмар Оффенхубер сравнивают физический мир с аналоговым компьютером, хранящим информацию обо всех событиях прошлого, и отталкиваются от понятия элементов у Эрнста Маха.

Кто бы мог подумать, что установка с разнокалиберными колбами, трубками (и бутылями пониже) и микрофоном может производить завораживающее впечатление. Агрегат разглядываешь и обходишь со всех сторон, как старательные студенты бродят вокруг каких-нибудь статуй, недавно уяснив, что скульптура требует тщательного, то есть кругового обхода. POEM Томаса Фойерштайна – ироничная биотехнологическая инсталляция о «первичном бульоне жизни». Чем больше публика взаимодействует с микрофоном, тем больше вырабатывается конденсата, тот запускает химический синтез – в итоге появляются аминокислоты как «первооснова всего живого» и, минуя процесс брожения, алкоголь. «Чем больше люди говорят об искусстве, тем больше искусства создается в форме льда, воды и спирта. И чем больше люди пьют, тем разговорчивее они становятся».

Работа Фойерштайна (несколько лет назад он был одним из авторов нейророботической инсталляции Borgy&Bes, сделанной для Laboratoria Art&Science Foundation, см. «НГ» от 09.04.18 и интервью с Дарьей Пархоменко от 15.04.20) сейчас входит в раздел «Вычисляя с природой». Речь там идет о «нецифровых и нерепрезентативных формах данных». В этой же части выставки подвешена над зеркалом огромная белая «скорлупа», похожая то ли на географический макет, то ли на оплавленную свечу. На самом деле это слепок с лошадиной шкуры: из-за неправильно проведенной таксидермии та сильно ссохлась, и этим слепком Илья Федотов-Федоров вернул ей реальный масштаб. «Экзоковчег» – инсталляция и видео, где цифровые технологии, в том числе 3D-сканирование и моделирование, представляют разные способы хранения информации, становясь теми самыми ковчегами. Для художника вопрос заключается в том, считать ли цифровой образ природного мира его продолжением или концом. В общем-то, этот же вопрос стоит за инсталляцией Рёити Курокава elementum, соединяющей традиционное искусство ошибана с цифровой печатью.

Два других раздела «Новых элементов» – «Аутографический мир» (о способности материального мира к самоописанию) и «Цифровая материальность» (о том, что в изучении сложносочиненных программных систем нужен комплексный подход, «как к явлениям природы»). Эти разделы задуманы кураторами как способы преодоления разрыва между виртуальной информацией и материальным миром. Но суть в конце концов в развитии технологий, с помощью которых старый мир пытается узнать о себе что-то новое.

Ракушки, собранные в Темзе и каталогизированные Анной Ридлер (Proof of Work: The Shell Record), помогли ей реконструировать историю реки, а затем с помощью нейронной сети художница сгенерировала бесчисленные возможные вариации этих моллюсков (раздел «Цифровая материальность»). Абстрактные монохромные отпечатки Printed Matter (s) Томаса Сарасено в разделе «Вычисляя с природой», как нетрудно догадаться, далеки от абстракции. Здесь визуализировано то, что в окружающей среде не видно, но оказывает на нее влияние, – следы космической пыли из каталога NASA 1982 года, запечатленные с использованием черного углерода. Гляциолог Андрей Глазовский в проекте «Ледники Алтая» сопоставил фотографии с 1897 по 2021 год (раздел «Аутографический мир»). Изменяющиеся силуэты гор, каменистые гряды на дне долин – знаки, по которым считываются климатические изменения. Глазовский пишет, что за 70 лет площадь алтайских ледников уменьшилась на 40%, а за последние 10 лет этот процесс ускорился в полтора-два раза… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка "Лики модерна"

Выставка "Лики модерна"

0
1004
 Выставка  "ФотоТОП. Натюрморт 2022"

Выставка "ФотоТОП. Натюрморт 2022"

0
956
Хвостами по струнам

Хвостами по струнам

Александр Гальпер

Дадут ли в обмен на писателя вагон туалетной бумаги

0
1252
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
438

Другие новости