0
3952
Газета Культура Интернет-версия

24.02.2022 20:51:00

В Московской филармонии продолжается абонемент, посвященный разбору современных партитур

Новая музыка в себе, в тебе и в каждом

Тэги: московская филармония, абонемент, партитуры, просветительская лекция


московская филармония, абонемент, партитуры, просветительская лекция Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

В конце прошлого года Московская филармония запустила новый цикл концертов «Вещь в себе». Его формат – продолжительная просветительская лекция об одном из сочинений современной академической музыки и, собственно, его «живое» исполнение.

Цель проекта, очевидно, донести до широких масс мысль о том, что композиторы XX-XXI веков пишут вовсе не шумы и непонятную звуковую какофонию, а концептуальные, сложно устроенные, многослойные опусы – с мелодией или без нее, приятные на слух или совсем нет. Конечно, сегодня таких ликбезов – не перечесть. Та же филармония давно закрепила за собой статус одной из главных концертных площадок, где постоянно звучит новая музыка, – прежде всего благодаря фестивалю «Другое пространство», поэтому запуск отчасти похожего проекта первоначально вызывал скептицизм. Но он тут же исчез, когда на сцену вышел музыковед и ведущий Ярослав Тимофеев и начал рассказывать о, казалось бы, мудреном настолько понятно, небанально и, главное, захватывающе, что понимаешь: просвещать можно бесконечно, а новая музыка действительно живет в себе, в тебе и в каждом из нас.

Вот, например, кто из присутствующих не слышал песни «Чито-грито» из кинофильма «Мимино»? Судя по реакции в зале – все слышали. Но никто не подозревал, что ее автор композитор Гия Канчели поместил эту мелодию в слегка измененном виде в свое сочинение «Стикс». Именно этому без преувеличения шедевру был посвящен концерт цикла «Вещь в себе».

«Стикс» – реквием для хора, оркестра и солирующего альта, пожалуй, самая удачная, идеально структурированная партитура грузинского мастера. Ее драматургию и устройство ведущий объяснил буквально на пальцах: на рояле показал основные темы, цитаты, стилистические связи с другой музыкой (наизусть и без шпаргалки). Серьезный музыковедческий разбор сопровождался искрометными шутками вроде «здесь мелодия идет в терцию – как будто встретившись поют два грузина» или советским музыкальным стишком про тонику, субдоминанту, доминанту, тонику.

А еще мы узнали, что, оказывается, Канчели решил стать геологом, но вернулся в музыку, потом что «там не надо ходить», писал в своих сочинениях динамические контрасты, чтобы разбудить уснувшего слушателя, и подарил Ярославу Тимофееву автограф, сплошь состоящий из музыкальных знаков. Словом, сорок минут этого погружения в мир Гии Канчели развеяли миф о том, что лекции о новой музыке – это скучно, заумно и слишком сложно.

Вторая часть вечера – собственно демонстрация звучания «Стикса» великолепным исполнительским составом: Гооркестр имени Светланова под управлением Василия Петренко, Государственная капелла имени Юрлова и солист-альтист Сергей Полтавский. Музыка Канчели предстала откровенным высказыванием – то лирическим, то ироническим, то отчаянным, а в конце и вовсе ликующе-зловещим. Эти эмоциональные перепады возникли благодаря точному показу тех самых динамических контрастов от трех пиано до шести форте и дифференциации смысловых акцентов. Дирижер выстроил подробный сценарий этого невидимого театрального действа, заставив ясно прозвучать и тему из «Мимино», и ритмы кавказской лезгинки, и отдельные темы, проявляющиеся как изображения на черно-белой фотографии.

Хор, усиливающий пафос звучания, воспроизвел фонетические игры Канчели (в партиях зашифрованы имена друзей и родственников композитора, а также названия грузинских монастырей) со всей серьезностью, как и подобает жанру реквиема. Соло альта – по-настоящему лирический герой «Стикса», что неслучайно: первый его исполнитель Юрий Башмет просил Канчели сделать партию альта как можно мелодичнее. В руках Сергея Полтавского альт пел во весь голос как в самом страстном романтичном опусе, заставляя испытать настоящий катарсис – а это нечасто бывает в современной музыке. В грандиозном финале, где после бесшумного прикосновения смычка альта к струнам вдруг грянуло оркестрово-хоровое тутти, познавшие эту музыку зрители, конечно, вздрогнули, но не проснулись – просто потому, что спать на этом интереснейшем концерте вообще не хотелось. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
7338
Юбиляру – юбилярово

Юбиляру – юбилярово

Александр Матусевич

Московская филармония отметила 180-летие Николая Андреевича Римского-Корсакова грандиозным гала-концертом

0
3666

Другие новости