0
4840
Газета Культура Печатная версия

31.03.2022 18:17:00

В Театре Сац прошла российская премьера одноактной оперы Пауля Хиндемита

Тум-Тум не боится Нуш-Нуши

Тэги: театр сац, премьера, одноактная опера, пауль хиндемит


театр сац, премьера, одноактная опера, пауль хиндемит Немногословный квартет пожилых мудрецов, в оригинале – обезьян (Валерий Барский, Михаил Чесноков, Борис Щербаков, Максим Учачев). Фото Елены Лапиной

Пока в Детском музыкальном театре продолжается масштабная реконструкция Большого зала, в его верхнем фойе состоялось очередное событие в рамках специального проекта «RE-конструкция». Режиссер Георгий Исаакян представил одноактную оперу классика немецкого экспрессионизма Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши», написанную аж 102 года назад.

Худрук театра признался, что мечтал оживить это сочинение с тех пор, когда, будучи еще студентом ГИТИСа, обнаружил клавир в библиотеке Московской консерватории. И по факту он стал первым, кто поставил, пусть и в концертном исполнении, эту веселую историю «для бирманских марионеток», откровенно высмеивающую все оперные клише и тему Востока в музыке. Российскую премьеру «Нуш-Нуши» исполнили солисты и симфонический оркестр театра. За дирижерский пульт встал Артем Макаров – главный дирижер Башкирского театра оперы и балета, уже работавший с Исаакяном.

Нуш-Нуши –это фантастическое чудище, смесь крокодила и крысы, которого боится любвеобильный хозяин гарема Цатвай и его окружение. Правда, чудище никто не видит – и, кажется, оно существует лишь в воображении хитрого слуги Тум-Тума, эдакого бирманского Фигаро. Чтобы уйти от императора и не передавать любовные послания в его гарем, он изображает «бой» с Нуш-Нуши перед генералом Кисе Вайнгом: якобы спасенный, тот сразу же делает его своим оруженосцем.

В этом довольно абсурдистском запутанном либретто Франца Блея есть и другие, не менее колоритные персонажи – бог Камадэва, две баядерки, император Мунг Там Бийя, евнух Сосюля. Каждый из них уже своим появлением вызывает неподдельный смех. В утрированно-восточных экзотических костюмах (паранджа, чалма, шаровары) и в карикатурном театральном гриме солисты выглядели как персонажи популярного турецкого сериала «Великолепный век» – правда, пели по-русски. Георгий Исаакян сам перевел либретто оперы, отчего из-за фонетики языка она превратилась в бирманскую пародию на «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. «Нетронутым» остался лишь финал-эпилог, где двое юношей-поэтов и три девушки сливались в чувственной немецкой Lied, прославляя любовь.

Речитативная опера Хиндемита, усеянная интервальными скачками и другими всевозможными тесситурными перемещениями голоса, не вызвала трудностей у артистов. Квартет жен (Вера Азикова, Олеся Титенко, Людмила Бодрова, Елена Чеснокова) и вовсе был интонационно безупречен и свободен в исполнении – равно как немногословный квартет пожилых мудрецов, в оригинале – обезьян (Валерий Барский, Михаил Чесноков, Борис Щербаков, Максим Учачев).

Этой свободы не хватило, увы, главному герою Тум-Туму – Руслану Юдину, который, казалось, был скован нотным текстом своей партии (а так хотелось услышать от него больше куража и бесшабашности, как у моцартовских Фигаро или Лепорелло!).

Еще одним и, возможно, самым главным действующим лицом «Нуш-Нуши» стал оркестр, для которого Хиндемит написал роскошные симфонические картины в духе Римского-Корсакова и Рихарда Штрауса. Изысканная оркестровка – в партитуру введены такие «ориентальные» инструменты, как мандолина и английский рожок, – позволила буквально представить картины Востока: дворцы и пески, верблюды и жарко палящее солнце. Игривые ритмические переклички, звучные соло, мощные экзальтированные волны, сквозь которые просвечивали цитаты из «Тристана и Изольды» Вагнера, «Песни о Земле» Малера – эти и другие особенности партитуры музыканты оркестра воплотили на самом высоком уровне, целиком доверившись четкой стратегии Артема Макарова.

Теперь осталось увидеть, как «Нуш-Нуши» обретет свой сценический вид: Георгий Исаакян обещает, что после реконструкции в следующем театральном сезоне публику будет ждать полноценный спектакль. 


Читайте также


Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Наталия Григорьева

Уволенный семьянин добивается трудоустройства методом исключения конкурентов

0
1276
"Тараканище" на итальянский манер

"Тараканище" на итальянский манер

Дарья Михельсон

Спектакль по сказке Корнея Чуковского показывают в петербургском Большом театре кукол

0
1061
Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Наталия Григорьева

Космический ужастик, в котором ни разу не показывают космос, выходит в прокат

0
2125
В Московском Губернском театре поставили "Ревизора" в стиле хип-хоп

В Московском Губернском театре поставили "Ревизора" в стиле хип-хоп

Дарья Михельсон

Скверный для Хлестакова городишко

0
1684

Другие новости