0
4721
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2023 16:59:00

«Неизведанные моря» на фестивале Башмета

Зимний фестиваль искусств в Сочи завершился индийскими танцами, китайской музыкой и спектаклем с Хабенским


Фото пресс-службы фестиваля

Фестиваль Юрия Башмета в Сочи, ежегодно объединяющий в своей программе концерты, спектакли, перформансы, каждый раз предлагает слушателю широкий выбор событий. Основной «пик» приходится на вторую половину этого насыщенного марафона – в заключительные дни фестиваля в городе-курорте в самом деле становится жарко. В этом году эта, можно сказать, традиция не изменилась. Индийские танцы, два спектакля по Пушкину и один для детей, мировая премьера современного композитора, звучание уникальных китайских инструментов – Зимний фестиваль искусств в Сочи завершился весьма насыщенно.

Неизгладимое впечатление произвел танцевальный спектакль Адити Мангалдас – «Неизведанные моря». На сцене Зимнего театра вместе со своей труппой хореограф представила метафорическую историю о странствиях, поиске своего пути. Мангалдас уже много лет исследует классический индийский танец «катхак»: его выразительные движения складывались в последовательную ритмическую танцевальную партитуру, состоящую из четких действий-телодвижений. Под монотонный минималистский аккомпанемент индийской музыки, звучащей как под фонограмму, так и в живом исполнении (на сцене располагался ансамбль музыкантов с фольклорными инструментами), танцовщики погружали самый настоящий ритуал. Атмосферу усиливало также необычное световое решение, ставшее неотъемлемой частью спектакля, и колоритные костюмы участников действа.

Сразу две театральных постановки, созданных на бессметные творения Пушкина, украсили программу Зимнего фестиваля искусств. Первый – спектакль «Метель» по одной из «Повестей Белкина» – привез Малый театр. Режиссер Алексей Дубровский показал строго классическое прочтение пушкинского текста, самую что ни на есть традиционную в хорошем смысле версию. Актеры (Василий Бочкарев, Игорь Петренко, Мари Марк и Константин Юдаев) убедительно рассказывали историю Марьи Гавриловны и Бурмина в диалоге с музыкой. Речь героев сопровождали фрагменты из сюиты Свиридова «Метель», которые исполнял Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Николая Цинмана. Другое же обращение к Пушкину предложила режиссер Марина Брусникина в коллаборации с тем же Юношеским оркестром. На сцене Зимнего театра выступили актеры Евгений Миронов и Елизавета Боярская, которые фактически зачитывали пушкинский роман в стихах, примеряя по очереди роль рассказчика. «Здесь мысли Пушкина о своем возрасте, смерти, любви, очень много юмора», — считает Миронов, бессменный участник проектов Юрия Башмета. Вопреки всем ожиданиям, в спектакле опера «Евгений Онегин» Чайковского прозвучала лишь эпизодически (режиссер выбрала лишь сцену письма Татьяны): монологи актеров чередовались с музыкой Рахманинова, Хачатуряна, Мусоргского, Свиридова, знаменитого «Адажио» из «Щелкунчика» Чайковского.

Спектакль «Маленький принц» Виктора Крамера, ставший визитной карточкой Зимнего фестиваля искусств в Сочи, в этом году впервые был показан не на открытии, а по техническим причинам в заключительный день. Таким образом любимец публики, актер Константин Хабенский закрывал программу на пронзительной философской ноте, перевоплощаясь то в Принца, то в Розу, то в Летчика. Музыка Кузьмы Бодрова, включающая в себя цитаты из Брамса и Малера, как и прежде, была не просто выразительным фоном действия, а словно комментировала реплики актера, а сольный голос альта в исполнении маэстро Башмета словно оставлял некое послесловие. Еще один проект Константина Хабенского на Зимнем фестивале искусств в Сочи был реализован впервые в этом году. В рамках «детского дня» творческое актерское объединение «Оперение» показали рэп-спектакль «Соня-9» для детей. Впрочем, темы, которые там затрагивались, были адресованы, скорее подростковой аудитории: первая любовь, проблемы с родителями, мысли о суициде, размышление о бесполезности школьных предметов и т.д. Юные артисты зачитывали рэп-монологи, пели, играли на инструментах, изображали нечто вроде стендапа, явно получая удовольствия от такого самовыражения.

Закрытие Зимнего фестиваля искусств стало неким итогом всех музыкально-театральных событий, длившихся почти две недели. Неизменным также осталось также исполнение мировой премьеры одного из современных композиторов: Всероссийский юношеский симфонический оркестр может уже по праву назваться знатоками авангардных партитур. В этом году сочинцы услышали пьесу молодого осетинского композитора Эльсаны Габараевой, ставшей победительницей в конкурсе-акции Российского концертного агентства. В пьесе с поэтичным символистским названием «Осень моей весны» обращала на себя внимание колористическая оркестровка в духе импрессионизма, особенно, в крайних частях, которые ассоциировались со звучанием колыбельной; средний эпизод композитор построила на фольклорной танцевальной теме, явно отдавая дань уважения своим корням. Еще одним колоритным номером концерта стало выступление китайских музыкантов Люн Ка Лока и Квок Чун Хея, которые продемонстрировали свое искусство игры на традиционных народных инструментах пипы (нечто вроде лютни) и дизы (напоминает флейту-пикколо) в пьесе молодого композитора Чжии Вана. Поклонников не столь экзотической музыки на закрытии фестиваля порадовал виолончелист Александр Рамм – его интерпретация «Вариации на тему рококо» Чайковского сочетала в себе концертную виртуозность и певучую кантилену. А настоящим ударным аккордом стало выступление неизменного хедлайнера проектов Юрия Башмета – Дениса Мацуева. Пианист без труда справился с Первым фортепианным концертом Чайковского, а затем вместе с маэстро в четыре руки немного пошалил – выдал зажигательные импровизации на тему песни «Подмосковные вечера».


Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1153
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
1661
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
2577
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
1863

Другие новости