0
5913
Газета Культура Печатная версия

18.04.2023 19:06:00

"Снежная королева" зазвучала в белорусском Большом

В Минске не забывают о детском репертуаре даже в юбилейный сезон: "История Кая и Герды" Сергея Баневича пополнила репертуар труппы

Тэги: белоруссия, большой театр, репертуар, опера, снежная королева, сергей баневич


белоруссия, большой театр, репертуар, опера, снежная королева, сергей баневич Сценография спектакля решена традиционно. Фото Татьяны Матусевич/Большой театр Беларуси

Нынешний сезон – юбилейный для Большого театра оперы и балета Белоруссии: 25 мая коллективу исполнится ровно 90. В этот день в далеком 1933-м в Минске состоялся его первый спектакль – «Кармен» на белорусском языке с великой (хотя тогда еще никто об этом не догадывался) Ларисой Александровской в главной партии. 25 мая 2023-го вновь прозвучит «Кармен», правда, по-французски, а в титульной роли будет блистать международная звезда и солистка театра Оксана Волкова. Юбилейный сезон богат на оперные события: по осени состоялись гастроли в московском Большом (привозили белорусскую оперу советского периода «Дикая охота короля Стаха»), тогда же прошла премьера «Моцарта и Сальери», весной вспомнили юбилей Рахманинова, а впереди премьера «Севильского цирюльника».

Помимо «опер для взрослых» в репертуаре белорусского Большого немало сочинений для детей – театр неусыпно заботится о воспитании будущих завсегдатаев оперных и балетных премьер. Свежая работа на этом направлении – также достижение юбилейного сезона: в Минске впервые обратились к советской классике – опере ленинградского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». Сочинение со дня мировой премьеры в Кировском театре (1980) пользуется неизменной популярностью – первая постановка Юрия Александрова жила несколько десятилетий, в 2016-м в Мариинке Алексей Степанюк сделал новую версию, с 2014-го опера идет и в московском Большом (постановка Дмитрия Белянушкина), ставился опус и в других местах.

Мелодизм таривердиевско-пахмутовского замеса, наличие терпких гармоний, но при этом неперегруженность сложными для восприятия широкой публикой композиторскими техниками и сделали оперу желанной в афише многих театров пост-СССР. Эти черты нередко дают основание считать «Кая и Герду» почти что мюзиклом. Впрочем, сегодня любую оперу, в которой есть мелодизм и гармоническая ясность, спешат обвинить в мюзикловости, тем более что в оркестровке явственны приемы, характерные для эстрадных жанров. Однако эти ассоциации лишь доказывают, что непреодолимой пропасти между жанрами нет, а современные оперы могут быть разными – не обязательно интеллектуальными и эстетическими головоломками, но вполне себе и демократичными. Еще один неоспоримый плюс – знакомая всем и любимая с детства сказка Андерсена: если и не читали, то мультики про «Снежную королеву» смотрели точно все. Правда, у Баневича история рассказана по-своему: названные брат и сестра заметно взрослее андерсеновских прототипов и влюблены друг в друга, а потому весьма органичен привычный для оперы романтический мотив (в финале Кай вместо требуемого «вечность» сложит из льдинок «любовь», чем и растопит окончательно царицу холода); опущены многие сюжетные ответвления (с Вороном и Вороной, Принцем и Принцессой, Лапландкой и Финкой, недоброй Чародейкой-феей в заколдованном саду), отчего действие развивается динамичнее; вместо Оле Лукойе появляется мечтательный и философствующий Фонарщик, который одновременно и рассказчик, и моралист, и связующее звено между картинами.

Постановка главного режиссера театра Анны Моторной традиционна, в чем-то она перекликается с габтовским спектаклем Белянушкина и особенно с выдающейся сценографией Валерия Левенталя. Все в этой истории узнаваемо: пряничные готические домики датского городка Оденсе, огромный розовый куст (а вовсе не скромные цветки в горшочке), бабушкин капор и фараонообразная с высокой тульей корона у Снежной королевы, светящиеся кристаллы, зеркала, снежинки и снежки, празднично разодетая, словно на венецианском карнавале, толпа обывателей милой скандинавской провинции, пьяные разбойники в лесу во главе с атаманшей-трансвеститом и огромный олень с ветвистыми рогами, которым управляют сразу три человека, один из которых за него поет басом. Пожалуй, только белоснежные тролли разбивают привычные клише – они больше не чертенята, а скорее маленькие йети, как и их хозяйка, слепящие публику белизной, серебряными стразами и карманными яркими фонариками.

Сценография Андрея Меренкова и Ольги Мельник-Малаховой богатая и очень плотная – на сцене много всего: обывательские картонные домики и плексигласовые чертоги ледяного царства, диковинные многочисленные луны, гигантские цветы, расцветающие тогда, когда Герда мечтает о будущей весне, любви и встрече с Каем. Детям, коих в зале, естественно, большинство, рассматривать это все любопытно. Ориентация на визуальное пиршество оправданна для современной аудитории: вдобавок ко всему оно приправлено и видеоконтентом Евгения Иванова и Юлии Пинцак, с компьютерного торжества которого собственно спектакль и начинается. Костюмы Татьяны Лисовенко роскошны и не без выдумки – например, Маленькая разбойница нарядилась в дреды, а Кай в ледяном царстве поседел от инея. Мизансцены выстроены логично и удобно для певцов, но при этом максимально лишены статики и следуют игровым задачам сюжета. Нашлось место и кордебалету (хореография Юлии Марковской), особенно милыми вышли короткое интермеццо трубочистов и дуэт Балерины и Оловянного солдатика – андерсеновских знаковых героев, интегрированных в другую сказку.

Мюзикловую природу оперы решили подчеркнуть звукоусилением, но, кажется, с этим просчитались: там, где оркестровка плотная, голоса все равно слышны не очень явственно, а слов, особенно у хора, все равно не разобрать, а там, где она деликатная (практически на всех важных сольных фрагментах ариозного плана), у оперных певцов голосов и так бы хватило – поют же они на этой сцене Вагнера! А вот микрофонными гарнитурами не все умеют пользоваться на отлично – по привычке нередко дают слишком много звука, отчего получается явный акустический перегруз. Из двух премьерных составов солистов особенно запомнились яркие и красивые голоса Оксаны Волковой (Снежная королева), Юрия Городецкого (Кай), Анастасии Михновец (Герда), Дмитрия Шабети (Фонарщик). Хор Сергея Аграновича и оркестр под управлением Юрия Караваева по большей части радовали (придирки к дикции и мелкие огрехи у духовых не в счет), звуча в целом красиво и умело аккомпанируя певцам. 

Минск–Москва


Читайте также


Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Дмитрий Тараторин

Судьба известного заключенного решается на фоне новых атак мигрантов на польскую границу

0
1963
Подвиг священника

Подвиг священника

Михаил Стрелец

Как православные клирики стали праведниками народов мира

0
1463
Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1729
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
2600

Другие новости