0
6117
Газета Культура Печатная версия

14.05.2023 19:23:00

История жизни Вахтангова оказалась историей страны

Во Владикавказе открыли Дом-музей знаменитого режиссера

Тэги: владикавказ, дом музей, евгений вахтангов, семейная история


владикавказ, дом музей, евгений вахтангов, семейная история Этот дом могли бы снести еще в прошлом веке. Фото с сайта www.vakhtangov-house.ru

Вряд ли можно представить, чтобы в Москве или Санкт-Петербурге весь город праздновал открытие нового музея. А Владикавказ в мае стал таким местом притяжения. Театр им. Евгения Вахтангова открыл музей своего основателя. На Армянской улице чудом уцелел дом отца великого режиссера – богатого табачного фабриканта. Тут жил его непокорный сын, который пошел наперекор воле родителя – бросил юридический факультет Московского университета, женился без благословения, связал свою жизнь с театром, с Москвой.

Этот двухэтажный дом во Владикавказе, ставший ныне музеем, мог быть снесен. Но Юлия Константиновна Борисова в 1983 году, когда театр был на гастролях в столице Северной Осетии – Алании, обратилась со сцены к публике и попросила сохранить здание.

Прошло сорок лет, за эти годы в театре сменилось три директора. Последний, Кирилл Крок, поставил точку в этом многолетнем проекте. И кто бы сомневался, что при Кроке ленточку вахтанговцы перережут и посетители войдут в музей. Нынешний директор ввел в строй Новую сцену, присоединил и привел в порядок Симоновскую сцену. Теперь вот в свой список ярких заслуг он может смело вписать еще одно достижение – музей.

Дом отреставрирован, сняты слои штукатурки, очищена дореволюционная кирпичная кладка. Приведены в порядок сами комнаты, внутри музея арт-кафе для концертов, творческих встреч, а можно просто посидеть и выпить чашку кофе. Прошлому архитектор Руслан Болиев и художник вахтанговского театра Максим Обрезков деликатно придали современный вид. Дом на Армянской улице притягивает взоры и днем, и вечером.

Посещая музей, мало кто, наверное, знает, что здесь, в аварийном здании, раньше жили семьи. Партнер театра помог приобрести 13 квартир, в противном случае процесс бы затянулся. Важно и то, что вахтанговцы сочли неприемлемым для себя устраниться от финансирования, повесить все траты на государственные инстанции. Театр вложил собственные средства – 250 млн руб.

Открыть музей – большое дело. Но как сделать это большое дело нашим общим событием, как приобщить к нему? И тут надо отдать опять-таки должное Театру им. Евг. Вахтангова. Во Владикавказ приехали 475 человек! Территорию вокруг музея, площади Свободы, где вечером состоялся под открытым небом трехчасовой концерт, охраняли, движение перекрыли. Казалось, каждый житель знал об открытии музея их знаменитого земляка.

Каждый был готов помочь приезжему. С меня, например, отказывались водители такси брать деньги за проезд. Сотрудник ДПС Валентин, усаживая меня в машину, им организованную в проливной дождь, спросил: «Вы – актриса?» – «Нет, театральный критик», – призналась я. «Тогда не критикуйте нас», – и пожелал счастливого пути, захлопывая дверцу авто.

Старались продавцы в магазинах, официанты в ресторанах, сотрудники отелей. И во всем этом чувствовалось нечто большее, чем знаменитое кавказское гостеприимство, в котором людьми зачастую руководит благородная верность ритуалу, традиции. В течение вахтанговских дней во Владикавказе от жителей города шли волны какого-то особого тепла, душевной отдачи. Граждане этой республики были благодарны за уважение к их истории, к их городу. Москва на этот раз присутствовала не на закрытых собраниях и встречах, как большой брат, а в гуще самого народа.

Встречаю Евгения Князева по дороге, в течение пяти минут трое берут у него автографы. Стою рядом с Сергеем Маковецким – вижу, как атакуют опять же просьбами об автографе поклонники знаменитого актера.

Прежде чем впустить первую партию на экскурсию в дом Вахтангова, директор театра поблагодарил всех-всех-всех, кто помогал. Актеры поддержали стоящую под дождем аудиторию чтением вдохновляющей поэзии.

А еще у дома высадили кусты любимой Вахтанговым сирени, в чем приняли участие государственные мужи: Владимир Толстой – советник президента РФ, Сергей Меняйло – глава республики РСО Алания, Роман Карманов – генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, Александр Журавский – заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам, Михаил Уваров – худрук Академического Русского театра им. Вахтангова во Владикавказе и др.

Побывав в музее, хочется прийти сюда еще раз. Есть какая-то перекличка с музеем-квартирой Вахтангова в Москве. Умело сочетается внимание к быту прошлого с современными технологиями. Так, в кабинете в столешницу старинного письменного стола, к примеру, вмонтирована интерактивная панель, оснащенная компьютерной программой. Нажал на экран – и, пожалуйста, карта с обозначением гимназии, в которой учился будущий режиссер, а вот цирк, куда бегал Женя Вахтангов со своими друзьями-гимназистами, а вот табачная фабрика отца, а вот портретная галерея родителей и т.п. Можно узнать, увидеть многое о годах, проведенных им во Владикавказе. В следующем зале можно точно так же пролистать историю всех постановок «Принцессы Турандот». Вот обеденная комната семьи. Богатый фабрикант рубежа веков, признаться, жил сильно скромнее, нежели нынешние табачные короли.

И вот кульминация… Вечером состоялся концерт, на котором присутствовали 6 тысяч зрителей. Волны сердечного тепла шли из зала на сцену. Смеялись, когда Маковецкий читал рассказ Чехова «Жизнь удалась», благодарно внимали чтению стихов классика осетинской литературы Косты Хетагурова Ириной Купченко, Юрием Шлыковым. Евгений Князев, Андрей Ильин, Лидия Вележева, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Нона Гришаева, Федор Добронравов, Артур Иванов, Эльдар Трамов (сорежиссер вечера совместно с Асей Князевой) и многие другие талантливые артисты одной из лучших трупп Москвы, а также приглашенные Лариса Долина, Николай Басков, Мариам Мерабова приняли участие в концерте.

Зрители подпевали без караоке песням военных лет, советской эстрады, звучащих со сцены. Включали огоньки мобильных телефонов, светившихся в темноте кавказской ночи.

И в этом народном празднике нашлось место всем: осетинам, русским, армянам. История жизни Вахтангова, вахтанговского театра, рассказанная с подмостков, оказалась и историей страны. И может быть, сегодня важнее вспомнить о нашем общем прожитом счастье и горе, и подождать с поиском ответа на вопрос «кто виноват?».

В начале концерта на сцену вышел осетинский хореографический ансамбль народного танца. Особо приковывал взгляды маленький джигитик в черкеске с газырями, одетый, как большой, как его старшие товарищи. Радость мальчишеской удали, гордость, что он, как взрослый, танцует рядом с ними и как они, счастье показать свое искусство – все это приобщало каждого зрителя к общности переживания, восторгу перед бытием.

«Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня/ Вселенная – отечество мое...» – написал Коста Хетагуров, а мы испытали вживую эти чувства на концерте вахтанговцев на родине великого режиссера. 

Владикавказ–Москва


Читайте также


Пускай ничто не сгинет без следа

Пускай ничто не сгинет без следа

Геннадий Евграфов

Павел Антокольский на дуэли не стрелялся, в тюрьме не сидел, и у него была счастливая любовь

0
4621
Региональная политика 15-18 июля в зеркале Telegram

Региональная политика 15-18 июля в зеркале Telegram

0
10768
Мы выбираем – или нас

Мы выбираем – или нас

Елена   Радченко

О зыбкости женского счастья и мужской безответственности

0
5256
Вернуться в Магнитку

Вернуться в Магнитку

Татьяна Нефедова

О легендарных педагогах и уральском гостеприимстве

0
6051

Другие новости