0
4045
Газета Культура Печатная версия

19.12.2023 18:44:00

Когда физики были лириками

В Ельцин-центре демонстрируют советский видеоарт и книжки с картинками нонконформистов

Тэги: ельцин центр, выставка, советский видеоарт, книги, нонконформизм, сюрреализм, авангард, история, ссср


ельцин центр, выставка, советский видеоарт, книги, нонконформизм, сюрреализм, авангард, история, ссср Авторы выставки вытащили из наследия КБ «Прометей» интереснейшую историю. Фото с сайта www.yeltsin.ru

По мысли авторов выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», научная и творческая молодежь в 60-х обнаружила в своих устремлениях неожиданную общность с западными сверстниками. Неожиданную потому, что родились наши «физики и лирики» в закрытой стране и, казалось бы, откуда было взяться свободе мышления. Но вот поди ж ты завелись в Стране Советов абстракционизм и сюрреализм, а члены студенческого КБ при авиационном институте в результате лабораторных экспериментов получили… видеоарт.

Выставку делали несколько институций, и «швы» между разделами, конечно, видны. Наиболее цельным и эффектным вышел тот, что посвящен конструкторскому бюро «Прометей», которое образовалось в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института (этот блок выставки подготовлен фондом «Галеев-Прометей» и центром современной культуры «Смена»). Принципиальной новацией в случае этого КБ стало то, что в него вошли не только ученые-технари, но и художники и даже музыканты. Они задались целью развить заброшенную идею Скрябина о светомузыке, отсюда и название – по имени симфонической поэмы «Прометей» («Поэма огня»). Хитроумные машинки, разработанные в казанском КБ, потом довольно широко использовались в концертной индустрии и городском хозяйстве (для подсветки архитектурных комплексов и монументов). Но по большому счету светомузыка осталась тупиковой ветвью развития исполнительского искусства, сколько ни продвигали ее прометеевцы (а продвигали очень активно как на инженерном, так и на теоретическом уровне – с конференциями и серьезными академическими трудами). На выставке представлены утыканные лампочками, проводками и рубильниками устройства для воспроизведения светомузыки, но сами по себе они малоинтересны неискушенному посетителю. «Работает» именно комплекс экспонатов, а в него входят также полотна художников-прометеевцев и инсталляция-кинотеатр, в котором крутят экранные опусы в духе психоделической анимации для взрослых – «светомузыкальные фильмы», как называли их авторы, участники КБ «Прометей» (отметим: они появились в советской Казани примерно тогда же, когда снимал свои скандальные «бессодержательные» кинокомпозиции Энди Уорхол).

Авторы выставки вытащили из наследия КБ «Прометей» интереснейшую историю. Институтская администрация запустила содружество инженеров и художников как эксперимент, ждала от них конкретных технических разработок и дождалась. Но из сегодняшнего дня видно, что основным вкладом КБ в историю стало предоставление «крыши» для уникальных междисциплинарных практик. «Насмотренность, космополитическое толкование культуры, открытость и кропотливое плетение дружественных сетей» – так сформулированы принципы прометеевцев в экспликации к разделу. Если смотреть на «Прометей» глазами авторов выставки, то это история про людей, опередивших свое время. Как прогрессор Румата в знаменитом романе Стругацких сунулся было наладить жизнь в отсталом мире серых, но со временем был вынужден свернуть свое предприятие, так и прометеевцы с их футуристическим видением науки как искусства не нашли понимания в научном сообществе СССР: люди просто еще не были готовы к такому. Симптоматично, что степень продвинутости оттепельных «физиков-лириков» стала очевидной сегодня, когда отечественное научное сообщество также становится островом, оторванным от материка.

«О-Сеть» в названии выставки – производная от термина «О-Стиль», введенного графическим дизайнером, исследователем Владимиром Кричевским для маркировки оттепельной культуры книжной графики. 60-е по праву считаются ренессансом отечественной иллюстрации (в первую очередь это касается книг для детей), который случился по принципу «нет худа без добра»: только в издательствах детской литературы и могли легально подвизаться «неофициальные» художники – а в этом статусе ходили те, кого мы нынче знаем как классиков XX века. Московский «Центр исследований «оттепели» при Центре Вознесенского предоставил для выставки книги, изданные в период с 1956 по 1969 год, а также собрал блок экспозиции, в котором представлены эскизы иллюстраций из частных коллекций, – среди них произведения Виктора Пивоварова, Ильи Кабакова, Юло Соостера, Мая Митурича, Дмитрия Бисти. От Екатеринбурга – подборка эскизов иллюстраций и обложек знаменитого журнала «Уральский следопыт» (а с ним сотрудничал, например, Миша Брусиловский), специализировавшегося на научной фантастике и потому чрезвычайно популярного на всесоюзном уровне. В этой – книжной – части выставки нет особого содержательного прорыва, но в контексте разговора о феномене оттепельной эстетической революции она служит очень добротным наглядным материалом. Как и в случае с казанскими инженерами, воспарившими над границами научных дисциплин, создатели оттепельных изданий внедряли совершенно новый подход к сотворению книги/журнала. Он строился не на привычной вертикали, где писатель – царь и бог, а художник – оформитель, а на равноправном сотворчестве обоих. Книга стала мыслиться цельным произведением, которое дизайн «делал» в той же мере, что и содержащееся в ней литературное произведение.

Линию книжно-журнального дизайна 60-х развивает и подборка материалов из архива художника-конструктивиста, знаменитого шрифтовика Соломона Телингатера. В годы оттепели он прожил вторую жизнь, как многие из его поколения, бравшего разбег в 20-х. И это включение напоминает про важное обстоятельство: оттепель сделали не только молодые шестидесятники, но и шестидесятилетние «бывшие», воспитанные в вольном духе художественного авангарда и подлинно революционной – досталинской – философии интернационализма. Всех привитых вакциной свободы не репрессируешь, кто-то и доживет до оттепели, чтобы заштопать связь времен. 


Читайте также


 Выставка  "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х"

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х"

0
783
 Выставка  "Атлас нового мира"

Выставка "Атлас нового мира"

0
642
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
950
В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
1657

Другие новости