0
3696
Газета Культура Печатная версия

10.09.2024 19:26:00

Рецепты мира на острове Канта

В Калининграде выступили музыканты из России, Франции и Италии

Тэги: калининград, музыка, фестиваль


калининград, музыка, фестиваль Хедлайнер фестиваля – Хибла Герзмава. Фото Александра Мелехова предоставлено пресс-службой фестиваля

Международный фестиваль «Территория мира. Территория музыки» прошел на острове Канта в Калининграде в восьмой раз. Он открылся кантатой Carmina burana Орфа в исполнении ГАСО и Хоровой капеллы им. Юрлова под управлением Алексея Верещагина, а завершился оперно-песенным концертом сопрано Хиблы Герзмава с тем же оркестром, но уже с маэстро Антоном Гришаниным.

Фестиваль когда-то выбрал себе очень правильное, звонкое и резонансное название, провоцирующее сегодня буйный вихрь мыслей и чувств – от ослепительной надежды до разъедающего скепсиса. Но ведь и в самом деле должна же оставаться территория, на которой нужно говорить/петь/танцевать о мире? Территорию эту на острове Канта готовы гарантировать при одном важном условии: наличии очень хорошей музыки в очень хорошем исполнении и наоборот – если хорошая музыка будет звучать, мир устоит. Резюмируя лето, велеречиво предвосхищая новый сезон, этот калининградский фестиваль на западных границах необъятной родины призван знакомить горожан и их гостей с актуальной повесткой из мира академической музыки – солистами, оркестрами, дирижерами России и мира. Билеты на фестиваль были сметены задолго до его начала, а вечер с дивой Хиблой продавался на некоторых ресурсах втридорога.

Разными усилиями организаторы, среди которых важную роль играет «Росконцерт», делает все возможное и невозможное, чтобы на эту территорию попадали музыканты с мировой пропиской и, по возможности, славой. В этот раз афиша превзошла все ожидания, когда в одном концерте собралось созвездие из Евросоюза: настоящий французский валторнист, пианист, рожденный в Лос-Анджелесе от смешанного брака, и сразу три итальянца – фаготист и два оперных солиста, а если считать маэстро Фабио Мастранджело, который давно уже живет с российским паспортом, то и все четыре. Год назад на остров Канта прилетал еще один настоящий француз – молодой дирижер Клеман Нонсье, лауреат II премии конкурса пианистов, дирижеров и композиторов им. Рахманинова.

Участниками главного концерта, поддержавшего международный статус фестиваля, стали лауреаты конкурса Чайковского разных лет. Программа центрального концерта «Территории музыки» получилась на редкость изысканной, без скидок на неискушенного слушателя, который на «Территории мира» заполняет большую часть уличного партера у стен Кафедрального собора. Он открылся увертюрой к «Вольному стрелку» Вебера – музыкой из оперы, которую не услышишь не только в Калининграде, но и в других городах России (спектакль идет лишь в Москве). Один из немногих сохранившихся Концерт для фагота с оркестром KV 191 Моцарта, на музыке и традициях которого учился Вебер, – еще более редкий гость на российских филармонических сценах, как и валторнисты высокого ранга. Аугусто Велио Палумбо с 2023 года занимает должность первого солиста группы фаготов в престижном оркестре WDR (West Deutscher Rundfunk) в Кельне. Обладатель третьей премии на XVII конкурсе им. Чайковского, он показал, что такое поющий фагот, идеально артикулируя, интонируя и фразируя моцартовскую кантилену. Вторая часть начиналась почти нота в ноту как ария Графини Porgi amor из второго акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта, где героиня в истоме глубокой меланхолии просит утешения у бога любви. Оркестр как будто тоже был во вполне моцартовском настроении как фигурально, так и буквально, уменьшая плотность. Однако звукоусилительная аппаратура уже не первый год никак не настроится так, чтобы у эксперта на этих многолюдных уличных концертах не возникало чувства ущемленности, что его обирают в качестве звука, примерно как если бы «Джоконду» привезли показать в пыльном полиэтиленовом пакете.

Идеальную рифму к этой валторновой лирике образовала ария Альмавивы в исполнении молодого баритона Франческо Солинаса, уроженца Салерно, о чем рассказал маэстро Мастранджело. По рекомендации этого дирижера очутилась на философском острове в Калининграде и Мартина Гресиа, у которой с трудоустройством на родине проблемы, зато здесь певица с превеликим азартом и блеском в глазах показала свое мастерство. Франческо и Мартина с блеском отработали дуэт Леоноры и графа ди Луны из «Трубадура» их соотечественника Верди. Этому бесконечному концерту, казалось, не будет конца – но это так отвечало намерению фестиваля показать, что территория мира не должна знать границ. Французский валторнист Шарль Ределле (четвертая премия на XVII конкурсе Чайковского) с необычайной для этого, казалось бы, не слишком поворотливого инструмента элегантностью и пластичностью исполнил Концертную пьесу op. 94 Сен-Санса. Страшно остроумно, в свою очередь, отгремел «Славянский марш» Чайковского, в котором композитор не смог не вспомнить о традициях ехидно-гремучего «Марша Черномора» из «Руслана и Людмилы» Глинки.

А вот 21-летний пианист Энджел Станислав Вонг, при всей экзотичности своего имени блистательно и без единого акцента владеющий русским языком, уже отставив всякие шутки, исполнил «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, где композитор, живший в ту пору в Швейцарии, рефлексировал на тему дьявольской схватки за душу художника. Стройный и высокий музыкант с ангельским именем очень зрело, с вдумчивым интеллигентно-романтическим пафосом, чуждым надрывов и резких движений, в строгой парадигме рахманиновского стиля показал, как время 24 вариаций хранит и трансформирует пространство мифа, мчащегося сквозь столетия. От Хиблы Герзмавы на финальном концерте фестиваля многие ждали больше оперы, но дива ограничилась лишь двумя ариями – Эльвиры из «Сицилийской вечерни» и Леоноры из «Трубадура» Верди, переключив жанровые регистры через выходную арию Сильвы и неаполитанские песни в песни из советского кино, включив в этот ряд «Вечную любовь» Гарваренца и Somewhere из «Вестсайдской истории» Бернстайна. В отсутствие тенора-премьера его роль компенсировал конферанс Ярослава Тимофеева, ловко модерировавшего и амортизировавшего переключение жанровых смыслов и видовых объемов. 

Калининград–Санкт-Петербург


Читайте также


5 республик и 6 дней: "Аланика" в поисках нарратива

5 республик и 6 дней: "Аланика" в поисках нарратива

Дарья Курдюкова

Концепция 17-го фестиваля современного искусства – "День за днем меняя вечность"

0
1148
Предгорье как ощущение предрая

Предгорье как ощущение предрая

Вера Цветкова

Про "КиноБраво", международный фестиваль зрительского кино в Красной Поляне, и не только

0
2833
Лето кончится джекпотом

Лето кончится джекпотом

Наталия Григорьева

На фестивале актуального российского кино "Маяк" дебютанты уступили экранное место мастерам

0
3001
 КОНЦЕРТ  А. Домогаров. Музыкальный спектакль "Вертинский"

КОНЦЕРТ А. Домогаров. Музыкальный спектакль "Вертинский"

0
1792

Другие новости