0
6121
Газета Культура Печатная версия

15.04.2025 18:14:00

Юлия Де-Клерк: "Через музыку в музее ты воспитываешь публику, и потом она становится твоей"

Музыковед – о своем авторском проекте "Время, вперед!" в рамках монографической выставки Александра Лабаса в "Новом Иерусалиме"

Тэги: музей новый иерусалим, выставка, невесомость, александр лабас, юлия де клерк, интервью, музыка, музеи

Полная online-версия

музей новый иерусалим, выставка, невесомость, александр лабас, юлия де клерк, интервью, музыка, музеи Проект открыла лекция Юлии Де-Клерк «Апология движения. Урбанизм. Индастриал» и концерт «Гимн машинерии». Фото предоставлено пресс-службой музея «Новый Иерусалим»

В Музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста. В качестве своеобразного контрапункта к экспозиции, которая максимально полно охватывает творчество художника, музей предлагает музыкально-просветительский проект «Время, вперед!». Автор идеи и куратор этого проекта музыковед Юлия Де- КЛЕРК отталкивается от импульсов, которые дает творчество Лабаса, и выстраивает музыкальную картину ХХ века. Проект включает шесть концертов и три лекции Де-Клерк, которые проходит перед избранными программами. О содержании этого экспериментального как для музея, так и для его автора цикле, а также о музыкальной практике в музее Юлию Де-КЛЕРК накануне очередного концерта (в нем примет участие пианист Юрий Фаворин) расспросила корреспондент «Независимой газеты» Марина ГАЙКОВИЧ.

– Юлия Исааковна, для музея «Новый Иерусалим» проект нестандартный, экспериментальный. А для вас?

– И для меня лично это новая история. Ведь я всегда была внутри музея, и это определяло коммуникацию и организацию по вертикали и горизонтали. А сейчас я снаружи, как приглашенный куратор.  И это впервые. Для музея «Новый Иерусалим» то, что я предложила, рискованная вещь, потому что такого масштабного просветительского проекта, сопровождающего выставку, здесь не было. Да и я готовила отдельно просветительские проекты - и отдельно делала фестивали. А здесь, в силу абсолютно объективных причин, пришлось соединить два формата: лекция и концерт в один день. Нужно было придумать темы и программы, чтобы лекции подводили к концерту, а концерт становился иллюстрацией лекции, но в то же время чтобы это была самостоятельная полноценная музыкальная программа. Плюс все это должно коррелироваться с выставкой.

– Не могли бы вы рассказать о тех импульсах, которые дали жизнь проекту?

– Александр Лабас был, конечно, удивительным человеком – то, что называется, шел в ногу со временем,  «слышал будущего зов». Здесь не надо даже было ничего придумывать и натягивать – идеи лежали на поверхности. У Лабаса был абсолютный слух, это стопроцентный синестет, так же как Кандинский и Скрябин. Он действительно слышал живопись и видел музыку.

Когда он пишет в дневнике, как ищет возможность изобразить на холсте события, происходящие в разном времени, или говорит о противопоставлении движения и ритма, то ты понимаешь, что это абсолютно музыкальная концепция.  И не случайно сам Лабас часто упоминает фуги Баха. Когда он размышляет, как изобразить движущийся звук, например. Или размышляет о теории относительности Эйнштейна и о категориях времени и пространства в живописи. Это же абсолютно музыкальные идеи — полифония, контрапункт. В этом смысле поиски Лабаса вписывались в поиски художников и музыкантов первого авангарда. Живопись существует на плоскости холста и не является временным искусством – а художники пытались выйти за рамки картины. И Лабас был одним из первых, кто пытался разрушить ограниченность временных и пространственных координат.

Поскольку я занималась авангардом, у меня сразу родились идеи, которые хотелось бы воплотить именно в этом проекте, соединив живопись, индивидуальный образ самого Лабаса, его эстетические взгляды и фантазии «будущника».

– Вы отталкиваетесь от авангарда 1920-х годов и охватываете весь ХХ век, даже с выходом в ХХI. Как вы выстраивали цикл?

– Понятно, что была естественная мысль – оттолкнуться от выставки, от конкретной личности художника и прочертить какие-то маршруты.

Я постаралась охватить весь ХХ век, ведь и сам художник прожил очень долгую жизнь. И, конечно, наметить пути развития его идей в будущем, создав музыкальные арки и перспективы. Слушатель должен понимать: как реально работает «связь времен».  Не хотелось оставаться в замкнутой системе координат 1920-х —1960-х. Тем более Лабас подталкивал к этому. Уже на склоне лет, в 80-е годы, у него начался какой-то новый виток спирали: он вернулся к неким авангардным идеям 20-х годов, но уже совершенно на новом этапе. В частности, обратился к теме космоса. Он постоянно заглядывал в будущее, и это безумно интересно. У Лабаса есть замечательная акварельная серия, где появляются пришельцы, гуманоиды, своя оригинальная вселенная – как попытка понять, а что же там?  И если есть жизнь, какая она? И как мы можем сосуществовать?

– Так вы вышли на тему космоса.

– Да, мне это ужасно понравилось, и я сразу поняла, что надо заканчивать цикл темой «Космос как предчувствие».  Над этой лекцией я долго мучилась, понимая, что не могу начать сразу с XX века, потому что упущу тот огромный путь, который прошло человечество со времен Пифагора, мечтая о космосе. Поэтому лекция начинается с Пифагора, чтобы было понятно, как эта идея развивалась и как человечество с развитием науки космос потеряло.

Мы не задумываемся об этом, но XIX век с его позитивизмом и научными открытиями в области естествознания сфокусировался на  Земле, оставив небеса где-то очень далеко.  Была утрачена единая картина мира. К звездам надо было возвращаться, и возвращать человеку Космос. Весь ХХ век шел этот процесс, и у каждого был свой путь: у Дебюсси, у Скрябина, Шёнберга, Мессиана и так далее.

Отдельная тема – русский космизм, русская философия. Циолковский же не считал себя конструктором, он считал себя философом. И для него создание ракет было только средством достижения цели.

Человек еще до полета Юрия Гагарина, до первых спутников, уже стремился в космос. В своей лекции я как раз прочерчиваю путь мечтаний о космосе и его творческое освоение. На лекции будет звучать музыка  Скрябина, Холста, Лигети, Штокхаузена,  Крама, Мессиана и, наконец, Пендерецкого, который в своей «Космогонии» изображает выход человека в открытый космос. Я очень тщательно отбирала музыкальные иллюстрации, так как не могу выйти за хронометраж – лекция длится всего час.  

– Да, этот проект требует концентрации слушателя и времени, учитывая, что кроме лекции и концерта хорошо бы и саму выставку посмотреть …

– Конечно! В этом же вся штука, если вы приезжаете в «Новый Иерусалим», то проведете там практически целый день. Чтобы, можно было сходить в монастырь, посмотреть внимательно одну выставку, другую. И вечером остаться уже на лекцию и концерт. Тут работает совершенно другая логика в сравнении с вечерним досугом в Москве. К тому же в Москве публика привыкла к просветительским проектам, я видела, как с 1990-х рос интерес к ним.

– Неужели с 1990-х? Мне казалось, это удел 2000-х, а то и 2010-х.

–  Нет, я помню это по своей работе в Музее музыки. В 1990-е годы была очевидная проблема, когда менялась система образования. Видимо, то, чего не хватало, особенно в области гуманитарных знаний в школе, люди пытались добирать в каких-то других культурных институциях.

И музеи, в данном случае, сыграли колоссальную роль. Сейчас очень популярна акция «Ночь в музее». А я хорошо помню, как в 90-е годы водила экскурсии ночью по музею Прокофьева! И было такое количество людей, вы себе не представляете. На улице играли джаз уличные музыканты, а мои слушатели ходили по музею и внимали рассказу о жизни и творчестве Прокофьева. Было очень много молодежи. Тогда я поняла, что что-то определенно меняется. А когда пришла работать в Пушкинский музей, то там очень серьезно и вдумчиво готовились все просветительские программы к выставкам. Я сама в этом участвовала. Помню свои лекции к выставке Колдера, а затем к выставке  Бакста. И каждый раз приходило просто невероятное количество слушателей!

Был огромный интерес у людей. И в Москве это уже давно. А в «Новом Иерусалиме» подобный проект впервые, когда создается самостоятельная музыкально-просветительская концепция, но в рамках выставки.

– Действительно, это очень обогащает контекст восприятия творчества Лабаса, меняет угол зрения.

– Конечно, ради этого расширения пространства всё и придумано. Чтобы люди увидели, что музыка, живопись, развитие науки и техники, философская мысль – не существуют отдельно друг от друга. И поэтому мне так важны были все темы. В первой лекции, которая была посвящена машинерии и урбанизму в искусстве, были совершенно фантастические примеры. Я показывала фрагменты из «Механического балета» Леже-Антейла, «Симфонию гудков» Авраамова, которая соединялась с «Симфонией Донбасса» Дзиги Вертова. Невероятный драйв! А вот тема ближайшего вечера требует предельной концентрации. Лабас – художник, который придумал новый язык. Поэтому, конечно, нельзя было обойти тему, собственно, рождения нового музыкального континуума и языка XX века, ей посвящена лекция «Бунтари и пророки Новой музыки».

А концерт пианиста Юрия Фаворина «Краски и звуки» посвящен создателям нового языка, и их музыке. Мы начинаем от Дебюсси и – через Скрябина, Шёнберга, Бартока – идем к Мессиану, композитору, который, как остров в океане, не примыкал ни к одному направлению, но очень многое соединил, включая Запад и Восток. Только это надо каким-то образом очень коротко объяснить, и в этом большая сложность. Каким образом появляется пантеизм Дебюсси, как и почему возникает мистика Скрябина, как на европейских композиторов влияет «магия Востока» и так далее.

А лекция завершится даже не Мессианом, а «спектралистами» –  хочу дать послушать «Тринадцать цветов заходящего солнца» Тристана Мюрая.

– Музыкальные программы исполнителям предложили вы или это совместный поиск?

– Я придумываю концепцию и программу, а потом ее согласовываю с музыкантами. Бывает, что какие-то вещи корректируются по их пожеланиям. Так было, например, с программой «Пушки и музы». Я очень хотела сделать программу из сочинений Шостаковича и Вайнберга, но не так, как она сложилась в итоге. Пианист Арсений Тарасевич-Николаев сказал, что они с коллегами очень хотят соединить два квинтета этих композиторов. И я согласилась, хотя формально квинтет Шостаковича написан в преддверии войны, это же все-таки 40-й год, а вайнберговский квинтет – уже 1944-й. Но музыканты мечтали сыграть эту программу! Когда есть желание исполнителей и оно не ломает концепцию, мне остается только согласиться.

– А как сложилась программа «Магия Востока»?

– Программа «Магия Востока» для меня абсолютно экспериментальная, я сама очень заинтригована. Эту программу  составила я, единственная пьеса, которую мы выбрали вместе с певицей Алисой Тен — «Eastern Man» Терри Райли. В данном концерте будут сюрпризы. Например, «Песни безумного муэдзина» Кароля Шимановского в оригинале  существуют для голоса и фортепиано и для большого оркестра. Но Игорь Холопов сделал аранжировку для голоса и ансамбля. «Мадагаскарские песни» Равеля прозвучат в оригинале, а вот Ираида Юсупова специально для этого концерта сделала новую инструментовку своей пьесы «Самарканд».

– Хочу спросить о вашей работе в Пушкинском музее, в частности, о музее-квартире Святослава Рихтера, которая стала не только мемориальной площадкой, но и концертной. Какие были ощущения, когда вы туда вошли, как вы выстраивали там работу?

– Мои ощущения в Квартире Рихтера – это отдельная глава в моей жизни и множество дорогих воспоминаний…

Что касается работы, то для начала мне нужно было понять, какая должна быть концепция развития Мемориальной квартиры Рихтера, как должны строится музыкальный программы. Мы не филармония, мы – музей. Более того, это особое место, абсолютно сакральное – квартира великого музыканта XX века. Мы находились в мемориальном пространстве, нужно было делать всё очень тонко и аккуратно, и тем не менее привнести что-то новое.

Поэтому фактически каждый сезон готовилась тематическая программа — это был фестиваль, который длился целый год. Я придумывала тему, потом, транслировала ее музыкантам. Например, музыка в театре и кинематографе, или классика и авангард и так далее. Предлагала, что мы можем сделать, что с чем соединить, какие могут быть сочинения. И дальше музыканты начинали в это включаться. Причем первые четыре года – а в проектах принимали участие крупные музыканты, с именем! – работали только на энтузиазме. Через несколько лет ситуация начала меняться, появилось больше финансовых возможностей.

Мне было очень приятно слышать отзывы, например, Елизаветы Ильиничны Леонской или Людмилы Берлинской, которые были в восторге от того, что Квартира снова живет, что в ней чувствуется дух Рихтера, что здесь проходят концерты, выставки, все время какая-то движуха.

– Музыка приводит новую публику в музеи?

– Безусловно! Я по своему опыту точно могу сказать, что через музыку в музее ты воспитываешь публику, и потом она становится твоей. Приходят иногда люди совершенно случайно, для себя что-то открывают и становятся твоими фанатами. Так было в Квартире Рихтера.

В этом смысле наш проект для «Нового Иерусалима», я убеждена, не исключение. Для музея, мне кажется, это какое-то новое дыхание, новое направление. Я думаю, что музыкально-просветительский цикл «Время, вперёд!» открывает очень большие перспективы, потому что он привлечет совершенно новый тип аудитории, новую публику. Это очень важно.

 


Читайте также


Трамп передумал идти на третий срок

Трамп передумал идти на третий срок

Геннадий Петров

Президент США несколько смягчает свою агрессивную риторику

0
1598
Можно ли разглашать детали незавершенных переговоров

Можно ли разглашать детали незавершенных переговоров

Российская и американская власти действуют в разных политических контекстах

0
1590
Концерт «Мелодии Великой Победы» пройдет в Кремлевском Дворце

Концерт «Мелодии Великой Победы» пройдет в Кремлевском Дворце

НГ-Культура

0
572
Искусство на фабричных скоростях

Искусство на фабричных скоростях

Дарья Курдюкова

Кураторы Avant-Garde Lab сделали аранжировку собрания авангарда для Серпуховского историко-художественного музея

0
1945

Другие новости