0
383
Газета Экономика Печатная версия

14.07.2025 20:39:00

Роботам в промышленности России пока негде развернуться

Точечная модернизация не выведет экономику на новый уровень технологического развития

Тэги: промпредприятия, точечная модернизация, роботизация, новый уровень технологического развития


промпредприятия, точечная модернизация, роботизация, новый уровень технологического развития Глава Минпромторга Антон Алиханов намерен увеличить в стране плотность роботизации к 2030 году почти в восемь раз. Фото с сайта www.minpromtorg.gov.ru

Российские промышленные предприятия пока занимаются роботизацией точечно, выбирая решения с максимально быстрыми сроками окупаемости – внедряя более дешевых, а значит, и менее эффективных роботов. Это можно было бы расценить как рациональный подход к инвестициям в условиях экономической неопределенности и ограниченных ресурсов. Но такой подход становится как раз стратегически неверным: он мешает отраслям выйти в будущем на новый уровень технологического развития. Комплексная роботизация, однако, сейчас затруднена не только из-за финансовых ограничений, но и в принципе из-за нехватки на рынке доступных и апробированных технологий.

При внедрении цифровых решений в производство российские промышленные предприятия, как правило, делают выбор в пользу локальных краткосрочных инициатив с окупаемостью около года. И это касается в том числе проектов по роботизации производства. Такой вывод можно сделать по итогам исследования, проведенного технологической компанией «Рексофт». Она проанализировала мнения экспертов и результаты более 330 примеров внедрения цифровых решений российскими предприятиями.

Единственное ограничение исследования, которое стоит учитывать, – оно охватило предприятия только нескольких отраслей: нефтяной и нефтехимической, а также горно-металлургической промышленности. Но полученные выводы все равно представляют ценность: выбранные для анализа отрасли обладают серьезными стимулами для внедрения передовых технологий с учетом своей ориентации на экспорт и могут рассматриваться как визитная карточка индустрии, демонстрирующая лучшие инновационные практики.

Главный вывод исследователей сводится к тому, что ограниченность ресурсов, завышенные ожидания топ-менеджмента «от цифры» и высокая ключевая ставка Центробанка на фоне нестабильности внешней ситуации диктуют бизнесу необходимость максимально рационального подхода к инвестициям в цифровые технологии. 

Поэтому последние два года промышленные предприятия все чаще концентрируются на IT-проектах, гарантирующих быстрые победы.

Но именно такой подход можно назвать как раз стратегически неверным, потому что в долгосрочной перспективе он мешает отраслям выйти на принципиально новый уровень технологического развития и лишает всю экономику позитивных эффектов от потенциально более высокой производительности труда.

Одним из таких быстрых и в краткосрочной перспективе как будто экономных вариантов становится точечное внедрение более дешевых робототехнических решений. По данным другого исследования – от компании Kept, – срок окупаемости инвестиций в промышленных роботов составляет в России в среднем от 3 до 5 лет. В исследовании «Рексофт» сообщается о сроке в 1–3 года.

128-4-1480.jpg
Рынок отечественных производителей
промышленных роботов находится на стадии
становления.  Фото с сайта www.sirius.gov.ru
Если учесть нацеленность предприятий на окупаемость в пределах одного года, то можно предположить, что для внедрения в производство они выбирают – конечно, при наличии подходящих предложений на рынке – не просто дешевых роботов, а еще и менее функциональных, менее эффективных. И тогда это в принципе ставит под сомнение экономическую целесообразность такой половинчатой модернизации.

Точечные внедрения промышленных роботов не приводят к долгосрочному положительному результату. Нужна комплексная роботизация. «Важно понимать, что комплексные цифровые проекты дают экономический эффект в десятки раз больше», – прокомментировал гендиректор компании «Рексофт» Андрей Скорочкин. Однако в исследовании сообщается и о том, что такая комплексная роботизация на сегодняшний день в России затруднена, причем не только из-за финансовых ограничений, с которыми сталкивается бизнес, но и «в силу отсутствия доступных и апробированных технологий».

Рынок промышленной робототехники основывается на взаимодействии трех участников: производители роботов; предприятия-потребители; интеграторы, предоставляющие готовые робототехнические комплексы (РТК). Описать это взаимодействие можно на таком примере: потребителю нужен не просто «двигатель» (робот, некий умный механизм), а «автомобиль» – готовая технология, позволяющая выполнять задачи конкретного предприятия.

В итоге интегратор – ключевое звено между производителями и заказчиками: он поставляет предприятиям готовые «автомобили». По данным Kept, стоимость робота составляет в основном не более 50% от общей стоимости РТК. Средняя стоимость продажи робота – около 3,25 млн руб.

На всех этапах внедрения промышленных роботов в России одна из главных проблем – неясность с источниками финансирования. Еще одно препятствие – нехватка квалифицированных специалистов, способных роботов производить, внедрять и затем использовать. Все это сопровождается санкционными издержками и недостатком роботизированных решений отечественной разработки.

До 2022 года российский рынок робототехники был частью экосистемы мировых производителей, в которой лидирует «большая четверка»: KUKA (Германия), FANUC (Япония), ABB (Швеция и Швейцария) и Yaskawa (Япония). После 2022 года Россия начала активно искать оборудование в дружественных странах – преимущественно в Китае. «Однако большинство китайских производителей не имеют международного опыта, у них отсутствуют локализованный сервис и прямые дочерние представительства в других странах», – отметили ранее эксперты компании Kept.

Рынок же отечественных производителей промышленных роботов находится в стране «на стадии становления»: есть ряд перспективных производителей, но этого пока недостаточно. Тем более что – возвращаясь к вопросу об окупаемости – себестоимость роботов, произведенных в РФ, по экспертным оценкам, обычно приблизительно вдвое выше, чем, например, у китайских аналогов (см. «НГ» от 24.03.25).

По данным, которые привел «НГ» директор направления «Аналитика данных» компании Axenix Денис Шипулин, доля китайского оборудования в новых поставках достигает 60–70%. На втором месте, по его словам, дружественные страны Ближнего Востока, Индия. «Они используются как каналы реэкспорта западных технологий», – пояснил эксперт.

Страны СНГ (Белоруссия, Казахстан), по его словам, «также используются в качестве коридоров поставки западных роботизированных решений для промышленности». Помимо этого они поставляют нишевые решения собственной разработки для отдельных отраслей, например, сельского хозяйства.

При этом, как считает аналитик компании «Финам» Леонид Делицын, российские предприятия действительно ведут себя так же рационально, как и корпорации из любой другой страны: внедряют то, что проще и легче. Конечный пользователь нигде – не только в России – не будет финансировать радикальные инновации просто потому, что какой-либо разработчик утверждает, что это позволит перейти на принципиально новый уровень производительности.

«Продажа предприятию новых роботов – это долгий сложный процесс, в ходе которого предприятие будет требовать пробный период, скидку, но финансировать проект создания сложного робота точно не будет», – пояснил Делицын. Продуктивнее, когда задачу высокорисковых инвестиций в инновации берут на себя специализированные венчурные фонды, следует из комментария эксперта.

Также не стоит забывать еще один аспект: какой бы кадровый голод ни испытывали предприятия, до тех пор, пока живой труд даже с учетом всех повышений зарплат будет обходиться работодателю дешевле, чем комплексное внедрение высокотехнологичных роботов, ожидать массовой роботизации не приходится.

Однако перед страной уже поставлена амбициозная цель – увеличить плотность роботизации в российских отраслях почти в восемь раз за шесть лет. Как сообщил глава Минпромторга Антон Алиханов на «Иннопроме», к 2030 году плотность роботизации составит 145 роботов на 10 тыс. человек, а для промышленных предприятий с госучастием – 230 роботов на 10 тыс. сотрудников. Тогда как на текущий момент, по экспертным оценкам, плотность роботизации в России составляет 19 роботов на 10 тыс. работников при среднемировом показателе 162 робота.

По словам Алиханова, для промышленных роботов Россия уже может производить двигатели, приводы, манипуляторы, системы управления, технического зрения и навигации; также ведутся разработки средств передачи данных, энергообеспечения, датчиков состояния и собственного программного обеспечения.

Для того чтобы роботизация шла в российской экономике обозначенными сверху темпами, в ближайшие шесть лет на эти цели планируется выделить около 1,7 млрд долл., отметил также министр. По его уточнению, широкий перечень мер господдержки направлен на стимулирование спроса, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание технологической инфраструктуры, основу которой составят 30 центров развития робототехники, формируемых сейчас в различных регионах страны. n


Читайте также


Промышленность России пользуется водными ресурсами почти бесплатно

Промышленность России пользуется водными ресурсами почти бесплатно

Михаил Сергеев

Счетная палата предлагает повысить тарифы для предприятий в 10 раз

0
2497
Промышленным предприятиям не хватает спроса

Промышленным предприятиям не хватает спроса

Анастасия Башкатова

Большинство гражданских отраслей входят в стагнацию или даже рецессию

0
2984
Китай перенесет в Казахстан 55 предприятий

Китай перенесет в Казахстан 55 предприятий

Виктория Панфилова

Си Цзиньпин постарается укрепить влияние Пекина на Астану

0
4232
Предприятиям потребовалась экономическая определенность

Предприятиям потребовалась экономическая определенность

Анастасия Башкатова

Кадровый дефицит стал данностью, с которой не получится вечно бороться ключевой ставкой

0
5726

Другие новости