0
3655
Газета Интернет-версия

27.10.2003 00:00:00

Многополярный мир президента Путина

Эндрю Качинс

Об авторе: Эндрю Качинс - директор Московского центра Карнеги.

Тэги: путин, сша


Азиатское турне президента Владимира Путина - пока самое длительное за время его президентства - дало ему возможность в очередной раз высказаться на тему многополярного мирового порядка. В своем интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира" Путин вновь подчеркнул, что в его интерпретации "новый многополярный мир" является не оправданием для конфронтации или разжигания конфликтов с США, а, наоборот, предполагает многосторонность как более справедливую форму управления глобальными отношениями.

В этом интервью, как и в недавней статье в "Уолл-стрит джорнэл", Путин вторил бывшим советским лидерам и авторам внешней политики СССР, утверждая, что "то, что ни одна глобальная или региональная проблема не может быть решена без активного и равного участия России, является геополитической реальностью".

Допустим, что это утверждение является небольшим преувеличением, призванным воззвать к российскому патриотизму на фоне очередной избирательной кампании. Однако неопровержимая правда заключается в том, что в течение последнего года российское участие сыграло весьма конструктивную роль в попытке разрешить наиболее актуальные региональные проблемы - с Ираком, Северной Кореей и Ираном (которые администрация Буша отнесла к категории "оси зла").

Многополярное видение Путина даже не столько "бьет мимо цели", сколько весьма необдуманно и поспешно сформулировано. В 1990-е годы бывший министр иностранных дел и премьер Евгений Примаков также громогласно поддерживал идею многополярного мира и продвигал отношения России с Китаем и Индией, призывая даже к образованию "стратегического треугольника". Последний, по замыслу Примакова, должен был объединить эти страны воедино, чтобы совместно решать многие актуальные международные проблемы.

Однако многополярный мир Примакова - включая стратегические формулы типа российско-китайско-индийского квазиальянса - задумывался, по крайней мере, для сдерживания однополярной гегемонии США. Идея стратегического треугольника так и не приблизилась к реализации. Китай и Индия, равно как и другие ведущие державы, имели и продолжают иметь гораздо более мощные стимулы и интересы для поддержания хороших отношений с США, нежели для того, чтобы связывать себя союзом с ослабленной Россией против США.

Америка обладает сегодня беспрецедентной в современной истории комбинацией экономической и военной мощи, что в прошлом обычно подталкивало другие влиятельные страны к тому, чтобы действовать согласно логичному принципу "если не можешь кого-то победить, присоединись к нему". И хотя мы должны отдавать себе отчет в том, что мощь США часто либо преувеличивается, либо недооценивается, нынешняя однополярная структура мира будет, по всей вероятности, сохраняться на протяжении хотя бы следующего десятилетия. С другой стороны, вряд ли она продержится в нынешнем веке слишком уж долго.

Реальный многополярный мир не возникнет "вдруг и сразу", как результат решения других влиятельных держав объединиться против США или же в результате попыток Путина и других мировых лидеров вдохнуть в эту идею жизнь. Скорее всего он возникнет потому, что изменится распределение экономической мощи в мире. И это изменение скорее всего будет разительным.

В этом месяце престижная американская инвестиционная и банковская фирма "Гольдман Сахс" опубликовала результаты весьма интересного исследования о мировом экономическом развитии до 2050 года. В этом прогнозе делается вывод, что к середине нынешнего столетия первая шестерка крупнейших экономик мира (по размеру ВВП в долларовом эквиваленте) будет выглядеть следующим образом: Китай, США, Индия, Япония, Бразилия и Россия. Сегодня же она выглядит так: США, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания. При этом каждая из первой тройки стран (Китай, США, Индия) будут обладать ВВП, в 5 раз превышающим размер ВВП второй тройки (Япония, Бразилия, Россия).

Авторы доклада признают, что главное допущение этого прогноза состоит в том, что каждая страна будет проводить ту политику и выстраивать те институты, которые действительно способствуют экономическому росту.

Далеко не случайно и то, что Китай, Индия, Россия и Бразилия, экономический вес которых будет энергично возрастать, обладающие относительно многочисленным населением, по разным причинам не проводили какую-либо эффективную или современную экономическую политику на протяжении большей части XX века. В сущности, они могут использовать первую половину нынешнего века для того, чтобы компенсировать утерянное время.

Кроме того, есть все основания полагать, что глобальное распределение экономической силы будет еще более многополярным, чем прогнозируется в докладе "Гольдман Сахс". Дело в том, что авторы этого доклада по непонятной причине не стали рассматривать экономику Европейского союза как единое целое. Мне же представляется, что к 2050 году ЕС как единая экономическая и политическая единица будет находиться среди 4 крупнейших экономик мира - наряду с Китаем, США и Индией.

Подобные значительные улучшения в положении стран не являются беспрецедентными, и доклад, в частности, указывает на огромный рост ВВП Германии, Японии и Кореи, достигнутый ими во второй половине XX века. Хотя ожидаемый демографический спад в России и уменьшит общий рост ее ВВП, тем не менее россияне будут более чем довольны в случае реализации прогноза "Гольдман Сахс" - в соответствии с ним доход на душу населения в России достигнет уровня главных европейских государств, включая Германию, Францию и Великобританию.

В данной статье не стоит задача выяснить, насколько точны эти прогнозы. Однако вывод о том, что значительные перемены уже не за горами, неопровержим. Поскольку экономическая мощь есть и будет оставаться важнейшим фактором распределения сил в мире и в построении глобальных отношений, то очень вероятно, что и мировой порядок в целом через несколько десятилетий будет существенно отличаться от нынешнего.

Многополярному миру, существовавшему более чем два века, вплоть до окончания Второй мировой войны, были свойственны крупные войны и трагические потери огромного числа человеческих жизней и материальных богатств. История показывает, что быстрый подъем новых сильных держав на международной арене повышает вероятность возникновения крупных войн.

Владимир Путин скорее всего прав в том, что многополярный мир возникает. Однако неизбежное изменение глобального баланса сил потребует от человечества экстраординарных по своей эффективности инновационных способов глобального управления - для того, чтобы поддерживать мир и предотвратить вероятные конфликты. Как гласит старая пословица, "остерегайся того, чего желаешь"!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
474
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
471
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
473
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
689

Другие новости