0
9520
Газета Печатная версия

20.09.2020 17:05:00

Большая игра для срединной Центральной Азии

Страны региона балансируют между Западом, Китаем и Россией

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: центральная азия, мировые державы, большая игра, трубопроводы, проекты


центральная азия, мировые державы, большая игра, трубопроводы, проекты Фото Merdan Chariyev/Anadolu Agency/Getty Images

В последнее время активизировались споры в академических и экспертных кругах о том, являемся ли мы свидетелями новой «большой игры» в Центральной Азии за влияние между мировыми державами по аналогии с противостоянием между Российской и Британской империями в середине XIX века. Аргументы с обеих сторон звучат самые разные. Налицо факт возросшей конкуренции между глобальными и региональными игроками за влияние и присутствие в центре материка Евразия. Поэтому выбор названия для описания текущего этапа развития международных процессов, по сути, ничего не меняет.

Старт нового этапа в жизни стран Центральной Азии и их самостоятельного существования на мировой арене в качестве суверенных игроков начался в 1991 году с распадом СССР и обретением ими независимости. 90-е годы прошлого века прошли под знаком заметного роста присутствия и влияния Запада в регионе. Помимо установления дипломатических отношений страны региона к 1994 году стали участницами масштабной программы «Партнерство во имя мира» (за исключением Таджикистана, который вступил в программу только в 2002 году), которая позволила заметно усилить военную составляющую взаимодействия с Западом. Ключевым экономическим направлением сотрудничества западных стран с центральноазиатскими партнерами стала энергетика, преимущественно в Казахстане. Уже к середине 90-х годов американские и европейские компании получили контроль над крупнейшими месторождениями Западного Казахстана – Тенгиз, Карачаганак, чуть позже – над крупнейшим шельфовым проектом на Каспии – Кашаганом. Вложения в освоение этих месторождений стали основным инвестиционным вкладом западных стран в регион. Позже, с запуском в 2006 году нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан Запад обеспечил доставку каспийских и центральноазиатских энергоресурсов на мировой рынок по независимому от России и Ирана маршруту.

С открытием в декабре 2001 года в бишкекском аэропорту Манас крупной транзитной американской авиабазы США и их союзники перевернули новую страницу в истории региона. В рамках обеспечения антитеррористической операции в Афганистане «Несокрушимая свобода» западные страны обеспечили военное присутствие в стратегически важном и ранее недоступном для них регионе, граничащем с Россией и Китаем. Благодаря военному присутствию США и их союзники вкупе с активными вложениями в неправительственный сектор и развитие гражданского общества по многим параметрам были наиболее влиятельным внерегиональным игроком. Но ситуация кардинальным образом изменилась в 2011 году, когда американцы под давлением новых властей Киргизии были вынуждены закрыть базу. Ранее, в 2005 году, западные страны были вынуждены свернуть военное присутствие в Узбекистане. Параллельно после революции тюльпанов в Киргизии в 2005-м и попыток организовать аналогичные в соседних странах начался пересмотр законодательства в отношении западных неправительственных организаций, что существенным образом ограничило влияние западных стран в Центральной Азии.

Если говорить о геополитических конкурентах Запада в регионе, то в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса в России в 90-х годах прошлого века Центральная Азия была далеко не в приоритете для внешней политики нашей страны. Так, например, российский президент Борис Ельцин за почти десятилетие своего президентства лишь три раза посетил страны Центральной Азии (Туркмению – в 1993-м, Казахстан – в 1998-м и Узбекистан – в 1998 году). В целом частота визитов отражает степень вовлеченности России в региональные дела. Вместе с тем нельзя не отметить создание Содружества Независимых Государств, подписание Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также прямое участие в охране южных границ региона и активное вовлечение в урегулирование гражданской войны в Таджикистане.

Ситуация заметным образом изменилась с приходом Владимира Путина на пост президента РФ в 2000 году. Активизировались двусторонние политические контакты, были пересмотрены ключевые доктринальные документы, подчеркивающие важность региона для российских стратегических интересов. Получили новый толчок для развития интеграционные проекты. В частности, было выделено ядро наиболее близких экономически стран, которые сначала создали Таможенный союз, а в 2014 году запустили Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Активизировалась работа в рамках ОДКБ. Была обновлена нормативно-правовая база деятельности организации, созданы войска быстрого реагирования, а также на регулярной основе стали проводиться военные учения. Военная составляющая российского присутствия в регионе также была усилена открытием в 2003 году авиабазы в киргизском городе Кант.

Если говорить о подходах третьего ключевого внешнего игрока – Китая, то можно отметить, что основной рост китайского влияния (сначала в экономике) начался в первые годы XXI века, когда системно было запущено строительство масштабных инфраструктурных проектов. К 2010 году были построены нефтепровод Казахстан–Китай, соединивший китайские нефтяные проекты на побережье Каспия с китайской инфраструктурой. Начал работу газопровод Центральная Азия–Китай, который не только разрушил монопольное положение «Газпрома» как главного покупателя туркменского газа, но снял с повестки дня строительство Транскаспийского газопровода. Именно во время вояжа по региону в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзинпинь анонсировал запуск китайской глобальной инициативы восстановления Великого шелкового пути – «Один пояс – один путь». Центральноазиатская пятерка для Пекина – важный транзитный сухопутный маршрут, связывающий его с ключевыми экономическими партнерами ЕС и Россией, поэтому Китай активно начал выдавать кредиты на развитие транспортной инфраструктуры в регионе, перехватив инициативу у предложенного Западом в 90-х годах амбициозного проекта ТРАСЕКА.

В третье десятилетие XXI века мировая политическая система вступает в новый для себя этап развития. Этот период в чем-то схож с холодной войной, когда каждый субъект международных отношений должен был иметь свою ориентацию по отношению к двум мировым лагерям – западному и советскому. После короткого периода регионализации и многополярности международных отношений и относительно мирного и конструктивного взаимодействия двух крупнейших мировых держав – США и Китая мы вступаем в эпоху конфронтации двух ключевых глобальных игроков. Учитывая масштаб их экономик и возможности влияния на международные процессы, остаться в стороне от нарастающего конфликта для любого игрока на международной арене будет непросто, безотносительно того, есть ли у него свои собственные амбиции или нет. В таких обстоятельствах Центральная Азия становится одной из ключевых арен противостояния между Китаем и США после региона Восточно-Китайского моря и АТР в целом.

Для Китая Центральная Азия – стратегически важный регион на западной границе, который примыкает к наиболее нестабильному Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Поэтому для Пекина важно, чтобы регион не был источником угроз экстремизма и терроризма. Для России также вопросы безопасности и стабильности имеют первостепенное значение в условиях протяженной и практически прозрачной границы с регионом. Для удаленного географически Запада Центральная Азия представляет собой важный регион на границе с Китаем и Россией, богатый природными ресурсами, за счет расширения своего влияния в котором можно создавать сложности для своих конкурентов.

Пока основной аспект нового этапа противостояния – информационный. Прозападные неправительственные организации и медиа активно ведут системную антикитайскую кампанию в регионе. Среди тем, которые активно муссируются, можно выделить положение мусульман в Китае, высокую кредитную задолженность стран региона перед Китаем. В целом разыгрывается карта страха вокруг экспансии КНР в регионе. Также системно ведется критика российских интеграционных проектов в регионе.

Другой проблемной точкой будет выбор технологического партнера будущего. Пока выбор развилки – китайские или американские технологии – наиболее остро стоит перед европейскими странами, которые вынуждены делать непростой выбор между союзническими обязательствами перед США и перспективами сотрудничества с Китаем. Не исключается, что в перспективе странам региона также будет поставлен ультиматум со стороны Вашингтона с рисками попасть под санкции в случае выбора Китая как ключевого технологического партнера.

Наиболее острой в ближайшей и среднесрочной перспективе будет противостояние в Центральной Азии по линии Китай–США, в несколько меньшей степени также можно прогнозировать рост напряжения в отношениях России с Западом.

Для стран Центральной Азии рост внешней геополитической борьбы помимо возможностей выбора наиболее выгодных форматов сотрудничества с конкурирующими игроками также привносит дополнительные риски в виде нарушения баланса отношений с внерегиональными партнерами. Помимо этого внешние игроки не заинтересованы в повышении субъектности региона и его внутренней интеграции и будут настаивать на таких форматах сотрудничества, при которых объединяющая платформа будет формироваться вне региона. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Турция может отказаться от российских газопроводов

Турция может отказаться от российских газопроводов

Алина Терехова

Анкара заявила об открытии в Черном море еще одного крупного месторождения углеводородов

0
6295
Кац зовет избирателей в регистраторы

Кац зовет избирателей в регистраторы

Дарья Гармоненко

К "умному голосованию" добавляется единая система сбора подписей за кандидатов

0
1305
Минюст разрешит жаловаться на все прослушки и слежки

Минюст разрешит жаловаться на все прослушки и слежки

Екатерина Трифонова

Оперативно-разыскные мероприятия пока остаются за рамками уголовно-процессуального закона

0
1714
Региональная политика 5-8 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 5-8 октября в зеркале Telegram

0
1728

Другие новости

Загрузка...