0
38232
Газета Печатная версия

23.04.2023 18:03:00

Латиноамериканский визит Лаврова в режиме стресс-теста

Россия и страны региона уточняют приоритеты сотрудничества

Петр Яковлев

Об авторе: Петр Павлович Яковлев – главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН и Института научной информации по общественным наукам РАН, доктор экономических наук.

Тэги: мид, лавров, внешняя политика, латиноамериканский визит, сотрудничество, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

мид, лавров, внешняя политика, латиноамериканский визит, сотрудничество, западные санкции Бывший руководитель Кубы Рауль Кастро и действующий президент Мигель Диас-Канель приветствовали Сергея Лаврова в Гаване. Фото Reuters

Завершилась поездка главы МИД РФ Сергея Лаврова по странам Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Никарагуа и Куба), вызвавшая резонанс и в самом регионе, и за его пределами. Это неудивительно, поскольку большинство международных аналитиков расценили миссию российской делегации как успешный пример большой политико-дипломатической перезагрузки, являющейся составной частью запущенного процесса переформатирования существующего миропорядка. Характерно мнение заместителя главного редактора интернет-журнала American Thinker Моники Шоуолтер, которая подчеркнула, что «в Латинской Америке перед российским министром расстилают красные дорожки, а он одерживает дипломатические победы в зоне влияния США, в их «ближнем зарубежье».

Латинская Америка – часть глобального Юга, регионы которого призваны стать основными политико-экономическими контрагентами Российской Федерации. Поэтому главный итог переговоров состоит в том, что в тестовом режиме были прочерчены контуры сотрудничества с латиноамериканскими странами в тех областях межгосударственных отношений, которые в новых геополитических и геоэкономических условиях приобретают приоритетное значение.

Международный спрос на Латинскую Америку растет – как политический, так и экономический. В частности, изменение глобального ландшафта в направлении многополярного мироустройства повышает ставки тех государств, которые имеют солидный дипломатический опыт и представлены во влиятельных многосторонних организациях. В латиноамериканском регионе таких стран немало: Аргентина, Бразилия и Мексика – члены G20; Бразилия входит в БРИКС; Колумбия, Коста-Рика, Мексика и Чили – в ОЭСР; многие страны участвуют в Движении неприсоединения и Группе 77 (там сейчас председательствует Куба) и т.д. Регион буквально пронизан интеграционными группировками, деятельность которых, несмотря на имеющиеся трудности (а у кого их нет?), повышает торгово-экономический потенциал Латинской Америки, усиливает ее переговорные позиции. Этому способствует обладание широким набором продовольственных товаров и остро востребованными природными ресурсами (нефть, газ, медь, железная руда, литий и др.), а также наличие емкого внутреннего рынка, привлекающего экспортеров со всего мира.

Неудивительно, что в напряженной конкурентной борьбе Россию пытаются «вытолкнуть» из Латинской Америки и делают это напористо и деловито, используя сильнейшую привязку региона к доллару (в ряде стран – местная валюта), угрожая латиноамериканскому бизнесу вторичными санкциями, втягивая государства региона в разного рода прозападные проекты типа форума «Саммит за демократию», пытаясь исключить альтернативные неолиберальной парадигме национально ориентированные модели социально-экономического развития. В этом – одна из причин того, что Москва должна действовать в регионе крайне осмотрительно, без излишнего оптимизма, но и не упуская возможности развития отношений с дружественными странами. Не следует забывать, что для «коллективного Запада» Латинская Америка – своего рода слабое звено, поскольку это уникальное историко-культурное сообщество, подобно России – самоценный цивилизационный пласт, и здесь кроется мощный фактор российско-латиноамериканского взаимодействия.

Как показал визит Лаврова, задача отечественной дипломатии и бизнеса в нынешних стрессовых условиях – не ставить отношения с Латинской Америкой на паузу, а задействовать имеющиеся резервы, актуализировать приоритеты политико-экономического сотрудничества.

Речь прежде всего идет о дальнейшем углублении экономического взаимодействия с Бразилией: в прошлом году торговый оборот между странами вплотную приблизился к символической цифре в 10 млрд долл., и это далеко не предел. Именно крупнейшие поставки на бразильский рынок российских удобрений во многом позволили южноамериканскому гиганту стать одним из мировых лидеров производства и экспорта продовольствия.

В Каракасе стороны договорились интенсифицировать сотрудничество в разработке нефтяных и газовых месторождений и распространить его на сферу высоких технологий. В Никарагуа акцент был сделан на укреплении партнерских отношений в инвестиционной сфере. На Кубе продолжилась работа по дополнению двусторонних экономических связей сближением Гаваны с ЕАЭС, где она является наблюдателем.

В ходе переговоров со всеми партнерами вырабатывались решения, позволяющие обезопасить совместные торгово-экономические проекты от влияния западных санкций. Стороны договорились, что деловые контакты будут продолжены как в рамках двусторонних межправкомиссий, так и на очередном Петербургском международном экономическом форуме (июнь 2023 года), где латиноамериканский бизнес собирается активно участвовать.

Стратегическая задача Латинской Америки, как ее воспринимают в Москве, – выйти из-под одностороннего доминирования геополитического пространства США, консолидировать курс на расширение спектра торгово-экономических партнеров. Эта политика, которую страны региона проводят почти два десятилетия (особенно после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов), уже принесла свои плоды, открыла латиноамериканцам новые рынки, привлекла в регион дополнительные инвестиции и кредиты, облегчила доступ к передовым технологиям. Но достигнутые результаты – это лишь начало многогранного процесса модернизации латиноамериканской экономики, кратно более активное участие в котором могут принять и российские предприятия.

Ключевой вопрос: что Россия и Латинская Америка могут дать друг другу в торгово-экономической области? Конечно, суровая реальность состоит в том, что (за вычетом нескольких видов сырья) на международном рынке большинства товаров и услуг Россия – нишевой игрок, который уверенно себя чувствует, когда не встречает сильной конкуренции. Однако этот modus operandi придется оставить в прошлом. Нашему предпринимательскому сообществу необходимо «в моменте» менять внешнеэкономическое мышление, психологически, а главное – на практике адаптироваться к новым рынкам, деловым партнерам, нередко экстремальным условиям ведения бизнеса.

Латинская Америка, страны которой в массе своей не присоединились к антироссийским санкциям, предоставляет возможности расширения деятельности отечественных предприятий, в том числе в ключевых высокотехнологических отраслях. Приведу недавние примеры, что называется, из жизни. В минувшем декабре 2022 года был подписан контракт на поставку обогащенной урановой продукции для бразильской АЭС «Ангра душ Рейш» на период 2023–2027 годов. Соглашение, по которому российская сторона будет обеспечивать 100% потребностей этой АЭС, явилось первой такого рода сделкой с латиноамериканской страной.

Положительные результаты приносит сотрудничество с Боливией. Там Россия строит Центр ядерных исследований и технологий, в рамках которого в марте начал функционировать уникальный для латиноамериканских государств комплекс по производству радиофармпрепаратов, предназначенных для лечения онкологических заболеваний. На церемонии открытия комплекса присутствовал боливийский президент Луис Арсе, подчеркнувший, что взаимодействие с Россией обеспечило его страну передовыми технологиями производства продукции, востребованной не только в Боливии, но и в соседних странах.

Совместное освоение с латиноамериканскими государствами, по сути, безграничных возможностей мирного атома – перспективное направление сотрудничества, но далеко не единственное. Для их развития нужно в режиме реального времени решать проблемы логистики, финансовых расчетов, в частности детально проработать вопрос использования национальных валют во внешнеторговых взаиморасчетах.

Сама постановка вопроса, в частности Аргентиной и Бразилией, о введении общей валюты группы латиноамериканских стран глубоко символична, поскольку она снимает табу с этой сакральной для Вашингтона темы и открывает простор для дискуссий, свободного обмена мнениями, а главное – для скрупулезного анализа имеющихся вариантов. В этом же русле лежит и предложение бразильского президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы о создании единой валюты стран БРИКС. Нет необходимости доказывать, что декаплинг торговых операций от доллара укрепит финансово-экономическую субъектность и России, и стран Латинской Америки.

Конечно, в ходе стратегического поворота РФ в регионы глобального Юга нет легких и простых решений существующих там многообразных проблем, и Латинская Америка не составляет исключения.

Обозначая свои интересы в Латиноамериканском регионе, Россия вторгается в политически и экономически сложную и высококонкурентную зону, где прочно обосновались как ведущие западные державы во главе с США, так и передовой отряд развивающихся стран, возглавляемый Китаем. Кроме того, сама Латинская Америка стремится быть не объектом, а значимым субъектом международных отношений, пытается не только разыграть, но и выиграть свою геоэкономическую партию, в частности занять на российском рынке место тех западных компаний, которые прекратили бизнес с нашей страной.

В Москве, как было отмечено в новой Концепции внешней политики РФ, с пониманием относятся к устремлениям латиноамериканских стран и готовы развивать с ними отношения на прагматичной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное значение увеличению объемов взаимной торговли и расширению других форм экономического сотрудничества. Похоже, поездка Лаврова в регион продемонстрировала конструктивные модальности такого подхода. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Китай в 2024 году побьет рекорд по задержаниям топ-чиновников за коррупцию

Константин Ремчуков. Китай в 2024 году побьет рекорд по задержаниям топ-чиновников за коррупцию

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 07.10.24

0
2652
Вице-президент США назвала главного врага Америки

Вице-президент США назвала главного врага Америки

Геннадий Петров

Харрис сочла ключевым противником своей страны Иран, а не Россию и Китай

0
2363
О внешней политике и двух типах избирателя

О внешней политике и двух типах избирателя

Интерес к мировой повестке определяется возрастом и источниками информации

0
2637
"Сила Сибири выходит на максимум

"Сила Сибири выходит на максимум

Сергей Правосудов

Россия и Китай согласовали дополнительные поставки газа в декабре 2024 года

0
3238

Другие новости