0
1229
Газета Экономика Интернет-версия

18.11.2002 00:00:00

На замену оборудования денег по-прежнему нет

Тэги: лизинг, промышленность, оборудование


Надежды на то, что российская экономика получит значительный приток капитала за счет лизинга промышленного оборудования, пока не оправдываются. Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования. Существует открытый лизинг, когда по истечении срока контракта оборудование выкупается, и закрытый, когда оборудование возвращается лизингодателю. По данным Минфина, на московском рынке работают около 20 крупных лизинговых компаний и 40 компаний находятся в стадии регистрации. Всего же в России зарегистрировано приблизительно 1400 лизинговых компаний.

Работающие сегодня на российском рынке лизинговые компании представлены в основном двумя группами. Первая, меньшая группа - независимые компании, работающие в основном в секторе малого и среднего бизнеса. Вторая же группа - представители так называемого "серого" лизинга. Практически каждая финансово-промышленная группа имеет в своем составе "карманную" лизинговую компанию. Цель создания таких структур - снижение налогообложения. Дело в том, что, согласно главе 25 Налогового кодекса, инвестиции в основные средства облагаются налогом, а затраты на лизинг - нет. Как отмечают эксперты компании "Дельта-лизинг", около 60% рынка - это "серый" лизинг, то есть фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей предприятий. Но выявить, где лизинг реальный, а где лизингом прикрывают уход от налогообложения, не так просто. Хотя, если разобраться, "серые" компании тоже делают благое для страны дело - обновляют промышленные мощности. Просто к реальным контрактам "дописываются" расходы на другие нужды. Таким образом, показатели объема лизинговых сделок просто завышаются.

Сейчас лизинг оборудования в России дает только 0,3% общего объема инвестиций. Эта цифра далека от плановой - по прогнозам Минэкономразвития, приток средств от лизинга должен был составить в 2001-2002 годах до 40% общего объема инвестиций. И если раньше тормозом на пути развития лизинга оборудования считалось несовершенство Закона "О лизинге", то сейчас все чаще стали говорить о том, что за несколько лет сформировалось недоверие к лизингу как средству обновления основных фондов.

Закон о лизинге был принят Госдумой в 1998 году, а изменения и дополнения в него потребовались практически сразу же после вступления закона в силу. К 2001 году, когда они были внесены отдельным законопроектом и одобрены Думой и Советом Федерации, поправок накопилось более 100. Серьезным недостатком закона были и противоречия с валютным и таможенным законодательством. Таможенники отказывались выполнять положения закона, указывая на их противоречие другим нормативным актам. До сих пор неясно, чем считать лизинг: одной из разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности.

Новый Налоговый кодекс писался под лозунгом борьбы со всякими льготами, и все участники финансового рынка опасались, что льготы по лизинговым операциям не сохранятся. Лизинговые контракты заключаются чаще всего на срок от трех лет и больше, и никто не хотел, чтобы в течение этого срока условия договоров пришлось кардинально пересматривать из-за изменений налогового законодательства.

Но льготы на лизинг удалось отстоять. Согласно положениям, зафиксированным в главе 25 НК, лизинговые компании могут уменьшить налогооблагаемую базу на всю сумму лизингового контракта. Это служит почвой для роста как реальных лизинговых сделок, так и "серого" лизинга.

По данным Минэкономразвития, пока наиболее развит лизинг в автомобильном секторе и в секторе сельскохозяйственной техники. Только в Москве сейчас взято в лизинг таксомоторными парками около 700 иномарок, причем предприятия намерены воспользоваться правом выкупить эти машины. Лизинг сельскохозяйственной техники протекает успешно только в тех регионах, где в переоснащении сельского труда заинтересованы местные администрации. Много говорилось о лизинге самолетов, но пока там успехи незначительны - слишком велики затраты даже на одно воздушное судно, и такие сделки не по плечу одной отдельно взятой лизинговой компании, даже крупной. Пока правительство "не замечает" явного процесса обветшания российского парка воздушных судов. А нет правительственных гарантий лизинга авиатехники - не будет и новых самолетов мирового уровня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
221
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
256
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
70
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
289

Другие новости