0
816
Газета Экономика Интернет-версия

19.07.2004 00:00:00

Еще один способ сравнительно честного отъема денег

Тэги: минфин, регионы, бюджет, контроль, доход


Расхожее мнение, что у России свой самостоятельный путь исторического развития, подтверждается действиями некоторых российских чиновников самого высокого уровня. Последние четыре года перед страной стояла задача по укреплению вертикали власти. И если эта задача успешно выполняется, то с экономикой не все так просто. Слишком живо экономика реагирует на любые, в том числе и политические, колебания в стране. Первые же шаги на пути исправления ошибок прошлых лет привели к серьезным последствиям. В частности, фондовый рынок резко отреагировал на судебный процесс по «делу ЮКОСа», начался частичный отток капитала из страны. А ведь дыры в налоговом законодательстве – продукт не слишком грамотных действий руководителей страны, стоявших у руля в последнее десятилетие прошлого века. В свое время они оказались не в состоянии профинансировать ни закрытые города, ни инвалидов, ни многое другое. На восстановление баланса, предпринятого новым руководством страны, рынок не мог не отреагировать. Едва не разразившийся банковский кризис также продемонстрировал, что, совершая некие действия, финансовым чиновникам нужно быть предельно аккуратными в отношении собственных заявлений. Даже если речь идет о справедливом контроле со стороны государства. Слишком легко, как оказалось, российские граждане поддаются панике. Что понятно, учитывая печальный опыт кризиса 1998 года.

Все это с очевидностью демонстрирует: политическая стабильность еще не гарантирует стабильности экономической. А инициативы первого руководителя страны, либо небрежно, либо, напротив, с излишним рвением воплощаемые высокопоставленными чиновниками, способны навредить даже больше, чем полное бездействие. Судите сами. Разговоры о среднем и малом бизнесе, зажатом между чиновничьим и криминальным рэкетом, остаются разговорами. Процесс совершенствования трудового законодательства сопровождался массовыми протестами профсоюзов. Социальные реформы встречают протест практически всех слоев населения. Региональные чиновники находятся под молотом правоохранительных проверок. Где та социальная база, без опоры на которую невозможно построить полноценное общество?

В этой связи стоит особенно внимательно приглядеться к законодательной инициативе Минфина «о кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов органами федерального казначейства». Эта замысловатая формулировка на самом деле означает, что после принятия соответствующих поправок в ст. 215 Бюджетного кодекса РФ управление расчетами бюджетов субъектов Федерации будет осуществляться не самостоятельно, а через федеральный Центр. Доклад, написанный по этому поводу в Федеральном казначействе и активно распространяемый в финансовых органах субъектов Федерации, наводит на грустные размышления. В первых строках доклада декларируется политическая важность перераспределения полномочий в части кассового обслуживания региональных бюджетов в пользу Федерального казначейства. Почему это так важно, из текста не ясно. А идея отделения государственного сектора финансов от сектора финансов реальной экономики – идея в целом здравая в части учетной политики – обосновывается лозунгами времен апологетов развитого социализма. Авторам доклада, похоже, неведомо, что все финансовые кризисы в России, да и за рубежом, спровоцировало государство. А состояние государственных финансов в рыночной экономике напрямую зависит от состояния реального сектора, а не наоборот. Это граждане, занятые в реальном секторе, создают налоговую базу – основу государственных финансов, и любой временно свободный рубль, размещенный в реальном секторе, приносит доход не только кредитору, а в значительно большей части бюджету. Монетаризм идеологов Минфина, пытающихся бороться с инфляцией бухгалтерскими методами – ограничением скорости денежного обращения, ведет к стагнации экономики, а не к экономическому росту.

Авторы доклада почему-то не сообщают субъектам Федерации, во что в конечном итоге обойдется федеральному бюджету их «бесплатный сыр» расчетно-кассового обслуживания. Сколько средств федерального бюджета необходимо затратить, чтобы создать новый госбанк, обслуживающий сотни тысяч счетов главных распределителей бюджета, получателей бюджетных средств по всей территории России... Федеральное казначейство уже реализует дорогостоящий проект собственной модернизации по казначейскому обслуживанию субъектов РФ, конца которой пока не видно. Зачем Федеральному казначейству начинать новый долгосрочный проект, не завершив и отработав старый? И где то ТЭО по законодательной инициативе, которое правительство требует от депутатов? Предложенный авторами доклада иммунитет от бесспорного списания денежных средств во исполнение судебных решений заслуживает внимания правоохранительных органов.

Так в чем все же дело? Зачем субъекты РФ палкой загоняют на расчетно-кассовое обслуживание в Федеральное казначейство, если более половины из них на это не согласны? Чем конкретно не устраивает федеральный Центр отрабатываемый с 1999 г. принцип казначейского исполнения бюджетов регионов, к качеству которого, кстати, есть свои претензии у субъектов РФ? Зачем в такой чувствительной с точки зрения экономики сфере, как региональные финансы, действовать, как слон в посудной лавке? И зачем необходимо ломать уже существующую систему расчетно-кассового обслуживания бюджетов регионов для того, чтобы строить пока неизвестно что? Более того, неизвестно, когда это «неизвестно что» будет построено и заработает в полном объеме. Может, все объясняется тем, что кто-то захотел в очередной раз под масштабный проект «срубить» бюджетных денег? Ответы на эти простые вопросы ни доклад Федерального казначейства, ни выступления его руководителя не дают.

На самом деле, как представляется, ответ прост, и он единственный. В трудную пору становления нового Российского государства регионы России получили полномочия, позволившие в то время снять политическую и социальную напряженность в стране. Эти полномочия закреплены в Конституции РФ 1993 года. В частности, у субъектов РФ есть полномочия иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Сейчас «горячие головы» решили эти полномочия ограничить, не просчитав ни политических, ни экономических последствий этих действий. Чем подобные действия могут обернуться для страны, мы уже знаем по опыту советской экономической модели, рассыпавшейся, как карточный домик в 1991 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
840
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1455
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1662
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1196

Другие новости