0
826
Газета Экономика Интернет-версия

19.10.2009 00:00:00

"День гнева" автомобилистов пока не беспокоит власти

Тэги: кризис, автопром


кризис, автопром Премьер Владимир Путин анализирует рост импортных тарифов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Сегодня президиум правительства рассмотрит эффективность таможенно-тарифной политики, которая должна была поддержать конкурентоспособность российских предприятий в рамках антикризисной программы. Неприятных сюрпризов в докладе, с которым выступит глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, не ожидается. Правительство готово поставить себе оценку «удовлетворительно» за работу в этом направлении.

«Нам удалось не впасть в откровенный протекционизм. К злостным протекционистским мерам мы не прибегли», – заявил на закрытом брифинге журналистам высокопоставленный источник в правительстве. По словам источника, задача смещения акцентов таможенно-тарифной политики в сторону антикризисных мероприятий для защиты экономики была «достаточно эффективно реализована». С этой целью правительство осуществляло постоянный контроль рыночной доли импортных товаров на российских товарных рынках.

В общей сложности в январе–сентябре 2009 года было принято около 30 постановлений правительства, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин. При этом из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в текущем году, на 350 позиций ставки были повышены. За счет этого стоимостный объем импорта, осуществленного за указанный период по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил 7,4 млрд. долл. – 7,5% все российского импорта за три квартала года. Для сравнения: в январе–августе 2008 года доля данных товаров в общем объеме импорта составляла 9,2%, а стоимостный объем – 16,2 млрд. долл.

Среди отраслей экономики, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. В частности, в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей были повышены ввозные пошлины на рис, сыры, молочную продукцию, растительные масла и т.д. В то же время были обнулены пошлины на ввоз племенного молодняка, кур и яиц для инкубирования.

С меньшим энтузиазмом правительственные чиновники готовы оценивать эффективность мер таможенно-тарифного регулирования по защите автомобильного рынка страны. Как известно, с 12 января текущего года вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», согласно которому таможенные пошлины на легковые и грузовые иномарки были увеличены на 5% – с 25 до 30%. При этом возраст иномарок, попадающих в категорию подержанных, снизился с семи до пяти лет.

Это решение имело роковые последствия для тысяч россиян, проживающих прежде всего в Калининградской области и на Дальнем Востоке, которые выстроили свой бизнес именно на ввозе подержанных иномарок. Интересы и благосостояние этих людей были принесены в жертву спасению отечественного автопрома, прежде всего АвтоВАЗа. В структуре импорта автомобилей сегодня преобладают новые машины (96%), в то время как доля иномарок с пробегом снизилась с 18% за девять месяцев прошлого года до 3% за аналогичный период текущего года. Это подтверждается и данными аналитического агентства «Автостат». По мнению директора агентства Сергея Целикова, это является прямым следствием повышенных таможенных пошлин.

Помимо физического сокращения объемов импорта подержанных автомобилей произошло и резкое снижение доходов бюджета. Казна недосчиталась нескольких сотен миллионов рублей. «Многие антикризисные меры принимались осознанно, в ущерб федеральному бюджету. Мы на это шли сознательно. Есть вещи, которые необходимо делать», – пояснил «НГ» источник в Белом доме. Он согласен с тем, что все это не помогло Волжскому автозаводу, продукция которого так и не нашла спроса в Дальневосточном регионе. АвтоВАЗу системно, длительно мы не смогли помочь, но десять месяцев удерживали коллектив на плаву», – констатировал чиновник.

Заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок действовали в течение девяти месяцев – до 11 октября. Несмотря на очевидную неэффективность этой меры, решение уже пролонгировано. Премьер Владимир Путин 9 октября подписал новое постановление о продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых моторных транспортных средств.

Известие об этом вновь грозит обострением социальной напряженности. На 24 октября, в День работников автомобильного транспорта, в Приморье и ряде других регионов запланирована всероссийская акция протеста в защиту прав автомобилистов. Одно из главных требований к руководству страны – пересмотреть решение о повышении ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки.

Предстоящий «день гнева» автомобилистов не очень заботит власти. В Минэкономразвития искренне убеждены в том, что «принятые в экстренном и оперативном режиме антикризисные меры по защите внутреннего рынка в целом дали положительные результаты». Единственно, с чем готовы согласиться чиновники, так это с тем, что выходом экономики на траекторию посткризисного развития потребуется переосмыслить подходы в части рациональной защиты внутренних рынков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" защитит деньги инициативных граждан

"Единая Россия" защитит деньги инициативных граждан

Иван Родин

Партия власти старается побуждать избирателей к положительным ассоциациям

0
743
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
706
В Армении запустили обратный предвыборный отсчет

В Армении запустили обратный предвыборный отсчет

Игорь Селезнёв

Власти и оппозиция примеряют на себя коалиции

0
748
Китай требует, чтобы США его уважали

Китай требует, чтобы США его уважали

Владимир Скосырев

Пекин и Вашингтон надеются сгладить разногласия в Лондоне

0
942

Другие новости