0
2153
Газета Экономика Интернет-версия

23.07.2010 00:00:00

Транспортный налог растворят в бензине

Тэги: транспорт, налог, цены, бензин


транспорт, налог, цены, бензин Инициативы властей могут ущемить права социально незащищенных слоев граждан.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Инициатива Минфина с 2011 года снизить вдвое транспортный налог, повысив при этом акцизы на автомобильное топливо, направлена на ликвидацию бюджетного дефицита, не позволяющего в полном объеме финансировать дорожную отрасль. Однако предложенный механизм не учитывает многих нюансов российской жизни. Например, он нарушит права тысяч водителей – инвалидов, ветеранов и т.п., - освобожденных сегодня от уплаты транспортного налога. Вынужденные покупать существенно подорожавший после повышения ставок бензин, эти люди фактически лишатся своих льгот.

Как известно, с проектами налоговых новаций журналистов познакомил накануне глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. По словам чиновника, предполагается ежегодно увеличивать топливные акцизы на 1 руб. в течение трех лет. При этом транспортный налог на автомобили с маломощными двигателями вообще может быть отменен, а на машины с мощными двигателями – снижен вдвое. «Мы предлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил», – пояснил Трунин.

Средства, собранные с автовладельцев по новой схеме, пойдут на формирование дорожных фондов: федерального – 468,1 млрд. руб. в год и региональных – 438,1 млрд. руб. Чиновники считают, что данных средств хватит, чтобы вдвое увеличить затраты на ремонт отечественных дорог. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, дорожные фонды будут прописаны в федеральном бюджете на 2011 год. Но, согласно расчетам Минэнерго, увеличение топливных сборов приведет к заметному подорожанию бензина. Так, цена 1 литра бензина Аи-92 через три года может вырасти с нынешних 23–24 руб. до 28 руб.

Эксперты в целом приветствуют правительственные инициативы. В своем нынешнем виде – рассчитываемый от мощности двигателя – транспортный налог не отвечает интересам ни потребителей, ни государства. Собираемость его не превышает 50%, говорит председатель Союза автомобилистов России Вячеслав Лысаков. Законопослушному гражданину приходится платить за машину даже в том случае, если она несколько лет стоит на приколе. В то же время во многих странах мира транспортный налог включен в стоимость автомобильного топлива. В Голландии пошли еще дальше – там фиксируют все поездки автомобилей с помощью систем спутниковой навигации (GPS), присылают по итогам года соответствующий счет каждому автовладельцу. Такая система справедлива – чем больше человек ездит, тем большие расходы должен нести на ремонт, содержание и строительство дорог.

В России приборы ГЛОНАСС – аналог GPS – еще не стали обязательным атрибутом каждого автомобиля. Поэтому чиновникам показалось проще «растворить» транспортный налог в бензине. При этом Минфин, предлагая повысить акцизы на автомобильное топливо сразу на 3 руб., явно решил не мелочиться. Между тем, согласно расчетам Союза автомобилистов России, повышение акцизов всего на 83 коп. за литр бензина полностью компенсировало бы выпадающие доходы бюджета из-за отмены транспортного налога. «Принцип у нашего государства такой – кормить меньше, доить больше», – считает он.

Недоумение у экспертов вызывает и намерение сохранить налог для владельцев машин с двигателями мощностью более 150 лошадиных сил. В основной массе это не миллионеры, а обычные люди, иногда даже с доходом ниже среднего, владеющие подержанными автомобилями, в разные годы привезенными из-за границы. Фактически речь идет о двойном налогообложении нескольких миллионов человек, что может создать дополнительную социальную напряженность в стране. «Бухгалтерский подход Минфина просто шокирует», – признался Лысаков.

Партнер, глава налоговой практики Международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов отмечает, что еще недавно депутатами обсуждалось предложение включить всю сумму транспортного налога в стоимость бензина. На сегодня же речь идет и о сохранении транспортного налога, пусть с пониженными ставками, и об одновременном увеличении суммы акцизов на горюче-смазочные материалы. Очевидно, что в результате таких нововведений налоговая нагрузка на автовладельцев только возрастет, поскольку повлечет ощутимый рост цен на бензин. Наряду с этим повышение ставок акцизов следует расценивать, скорее, как общую меру, направленную на пополнение госказны. Действующее бюджетное законодательство никак не связывает повышение сбора налогов с увеличением финансирования дорожного хозяйства.

Помимо этого в проекте реформы транспортного налога пока не прописана судьба льготников, которые этот налог на сегодняшний день не платят. В частности, речь идет об инвалидах. Если транспортный налог правительство «растворит» в акцизах на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а компенсационного механизма предложено не будет, они подпадут под налогообложение. То же самое касается силовых министерств и ведомств, автопарк которых сейчас освобожден от налогообложения, а также жителей села, которым государство реализует бензин и солярку по льготным ценам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1506
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1264
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1598
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
2126

Другие новости