1
5157
Газета Экономика Печатная версия

23.10.2013 00:01:00

Цены на бензин обгонят инфляцию

Автозаправки поработают в пользу государственного бюджета

Тэги: экономика, бензин, цены


экономика, бензин, цены Аркадий Дворкович не видит поводов для оптимизма в отношении топливных цен. Фото с официального сайта правительства РФ

Темпы подорожания бензина в следующем году могут оказаться вдвое выше запланированной инфляции. Ориентир роста цен 8–10% – считают в Российском топливном союзе. Похожие цифры называл недавно и вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Цены на бензин в России в 2014 году могут вырасти примерно на 8%», –  сообщил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на пресс-конференции в РИА Новости. Он также отметил, что, по предварительным данным, розничные цены на нефтепродукты за 10 месяцев выросли на 6–7% по сравнению со средними ценами 2012 года, оптовые – на 2%. «В целом это укладывается в инфляционные процессы. Мы ожидали более значительного роста», – сказал Аркуша.

Сбить цены могло бы увеличение продаж на свободном рынке, через биржу, но этот вопрос пока решается. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго должны к ноябрю этого года согласовать нормативы минимальных продаж топлива через биржу, заявил вчера замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Напомним, что ФАС и Минэнерго еще в начале года подписали приказ, по которому крупные нефтяные компании, доминирующие на рынке, обязаны продавать на бирже 10% бензина и 5% дизтоплива от месячных объемов производства. Минэнерго высказывается за увеличение нормы, а ФАС выступает против. «До 1 ноября решим... Не считаем целесообразным повышение объемов до 20%», – добавил вчера Голомолзин.

Напомним, что вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, заявил на прошлой неделе, что в 2014 году цены на бензин в стране вырастут в среднем на 6–10%. То есть примерно так же, как и в текущем. Главной причиной повышения цены российского бензина стали нововведения в нефтяной отрасли, считает Дворкович. Суть этих изменений состоит в том, что в ближайшем будущем в стране увеличится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Повышение коснется и нефтяников.

По расчетам чиновников, рост НДПИ повлечет общий рост цен на бензин в стране приблизительно на 5–6%. Между тем сами нефтяники оперируют еще большими цифрами. В конце сентября глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов предположил, что в 2014 году бензин может подорожать на 15%. И все из-за роста налоговой нагрузки.

Однако в российском Минфине считают, что рост цен на бензин в 2014–2016 годах будет оставаться в пределах инфляции. «Мы не видим вариантов роста цен свыше 4–5%. Это около 1,5 рубля в 2014 году, – заявил в минувший понедельник замминистра финансов Сергей Шаталов. – В 2015–2016 годах – тоже в пределах инфляции».

Слабым утешением для россиян может служить сравнение с другими странами. Как отметило вчера агентство «РИА Рейтинг», вместе с растущими ценами на нефть в Европе практически повсеместно начало дорожать автомобильное топливо. С начала года наибольший рост цен на бензин наблюдался в Белоруссии (на 16,7%), Норвегии (на 6,3%) и России (на 6,3%). Впрочем, в Великобритании цены на бензин с октановым числом 95 снизились на 4,9%.

По мнению содиректора аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, стоимость бензина по итогам 2013 года может показать рост до 8–10%, так как недавно принятый «налоговый маневр», подразумевающий увеличение НДПИ и снижение экспортных пошлин, приведет к тому, что повысится налоговая нагрузка в сегменте добычи, и экспорт станет более привлекательным. «До этого существенного роста цен в рознице удавалось избегать лишь за счет временных договоренностей с нефтяниками об увеличении поставок на внутренний рынок, переносе сроков ремонта НПЗ и, наконец, в связи с повышенным вниманием ФАС к их деятельности, – отмечает он. – Прогноз Дворковича близок к реальности. Удержать цену ближе к нижней границе объявленного коридора в 6–10% в 2014 году позволит лишь продолжающееся «ручное» регулирование ситуации на рынке нефтепродуктов».

«В 2014 году нет причин, по которым цены на моторное топливо, возраставшие в последние годы на 5–10%, теперь остановились бы или существенно ускорились», – считает глава дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Свой вклад в подорожание внесет рост издержек производителей за счет общего повышения цен. Запланирован также рост акцизов на бензин 4-го и 5-го классов на 5–10%, а увеличение НДПИ составит 5%.

Впрочем, по мнению Курдина, изменить динамику могла бы принципиальная корректировка налоговой или внешнеторговой политики в нефтяном секторе либо же опережающий процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. «Однако первого фактора не наблюдается, второй же пока еще недостаточно выражен, – сетует он. – В то же время ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов сложно назвать полностью конкурентным, и заметную роль в нем могут играть ожидания участников относительно «политически допустимого коридора цен». Теперь, после заявления вице-премьера, велика вероятность того, что компании подстроятся под эти ожидания».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ответ России на «ценовой потолок» может оказаться ниже плинтуса

Ответ России на «ценовой потолок» может оказаться ниже плинтуса

Елена Крапчатова

Защитит ли РФ запрет на поставки нефти по санкционным правилам

0
324
Потребительским настроениям предсказали откат

Потребительским настроениям предсказали откат

Анастасия Башкатова

В условиях двузначной инфляции покупатели начинают год экономно

0
497
Второе эстонское предупреждение митрополиту

Второе эстонское предупреждение митрополиту

Милена Фаустова

Православного иерарха обвинили в предвыборной "провокации"

0
387
Парламентарии советуют правительству ускорить финансирование спецоперации

Парламентарии советуют правительству ускорить финансирование спецоперации

Ольга Соловьева

Валентина Матвиенко подключилась к требованиям отменить старый порядок госзакупок

0
457

Другие новости