В правительстве считают, что потребление алкоголя в РФ снижается. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
На фоне экономического кризиса и расширения черного рынка спиртного в России поднимается мощная волна алкогольной преступности. В прошлом году в стране официально зафиксировано больше 440 тыс. преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Это вдвое больше, чем накануне кризиса 2008–2009 годов. В Госдуме предлагают ввести алкогольную монополию и единый акциз на спирт, а также вернуть принудительное лечение алкоголизма.
Среднедушевое потребление алкоголя в России с 2009 года снизилось почти в полтора раза, до 10 л на человека в год, объявил в конце января Роспотребнадзор. По данным ведомства, снижается также численность стоящих на государственном учете больных алкоголизмом.
Но как объяснить тогда резкий подъем алкогольной преступности, которая выросла почти на 67% за последние пять лет?
В России в 2011 году было совершено 263,3 тыс. преступлений в состоянии алкогольного опьянения при удельном весе в общем массиве зарегистрированных преступлений 20,1%. А в 2016 году совершено уже 440,2 тыс. таких преступлений. И удельный вес алкогольной преступности подскочил до 37% от числа расследованных преступлений. Такие цифры обсуждали вчера в думском комитете по охране здоровья.
Примечательно, что подъем алкогольной преступности начался в 2008–2009 годах с минимальных значений на уровне 232 и 214 тыс. преступлений соответственно. Продолжился рост алкогольной преступности и после начала резкого увеличения алкогольных акцизов с 2011 года. Вслед за этим стало распространяться самогоноварение, потребление нелегальной водки и алкогольных суррогатов.
По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя, на сегодняшний день 65% потребляемого крепкого алкоголя в России, более 1,5 млрд л, это продукция с неуплаченным акцизом, нелегальная и суррогатная. При этом 45% нелегальной водки продается в легальных магазинах, остальная часть реализуется с рук или в магазинах, которые не имеют лицензии.
Большая часть производимого в России спирта идет на производство неучтенной продукции, разливается в пластиковую тару и реализуется для производства нелегального алкоголя, отмечают депутаты. Масштабы полулегального оборота спирта показывают следующие данные. В 2015 году объем поставок спирта для производства парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии вырос по сравнению с 2014 годом в 4,2 раза, с 9 до 38 млн л. При этом пропорционального увеличения производства этой спиртосодержащей непищевой продукции не произошло. Рост был отмечен всего на 12%.
Для ограничения доступа к алкоголю нужно установить единую ставку акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в том числе парфюмерно-косметическую, медицинского назначения, которую часто употребляют в качестве заменителей алкоголя, советует глава думского комитета Дмитрий Морозов.
Попытаются остановить нарастающую волну алкогольных преступлений и медики. Они призывают вернуть принудительное лечение «лиц, страдающих алкогольной зависимостью». Это мотивируется «низкой эффективностью применения мер уголовно-правового воздействия в рамках действующего уголовного законодательства».
Профессиональные борцы со спиртным хотят проникнуть и в трудовые коллективы. «У нас есть серьезный провал по рабочим коллективам. Мы всегда вспоминаем советские времена и так называемые пьяные комиссии, они часто бывали очень комичными, представляли собой товарищеские суды. Мы хотим возродить эту систему», – объявил вчера главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн. По его словам, до 20% работающего мужского населения злоупотребляют алкоголем. Ситуацию с неработающими и безработными Брюн описывать не стал.
Однозначного объяснения причины всплеска алкогольной преступности у экспертов нет. Возможно, это лишь статистический эффект полицейской отчетности, а может быть, и реальность нового состояния российского общества.
«Численность тех, кто лечится от алкоголизма, в последние годы явно сокращается. Сокращается и число больничных коек в профильных заведениях», – сообщил «НГ» нарколог Дмитрий Кубарев.
Действительно, по данным Роспотребнадзора, количество больных, взятых под диспансерное наблюдение с установленным первый раз диагнозом «алкоголизм», снизилось почти на 37% по сравнению с 2009 годом. Также на 24% снизилась численность больных алкоголизмом, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях. «К сожалению, я не могу доверять полицейской статистике, поскольку она сильно зависит от организации и особенностей регистрации», – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Впрочем, официальная статистика алкогольной преступности не выглядит парадоксальной: она не имеет необъяснимых всплесков или провалов. В лихие 90-е число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло с 335 тыс. в 1990 году до 443 тыс. в 2000 году. После этого начался период плавного снижения алкогольной преступности, которая достигла минимума в 2009 году на уровне 214 тыс. преступлений в год. После этого алкогольная преступность непрерывно увеличивается.