0
3466
Газета Экономика Печатная версия

14.11.2018 20:44:00

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

Тэги: госдума, бюджет, фнб. ввп, резервы, налоги, инфляция

Полная On-Line версия

госдума, бюджет, фнб. ввп, резервы, налоги, инфляция Депутаты поддержали сокращение социальных расходов бюджета в 2019 году. Фото со страницы Государственной думы в Instagram

Госдума в среду утвердила во втором чтении проект федерального бюджета на следующую трехлетку. Теперь содержательные поправки в документ уже невозможны. Принятый парламентариями финансовый план смело можно назвать самым парадоксальным в истории современной России. Бюджет предполагает разгон инфляции, торможение экономики, сокращение социальных выплат в условиях гигантских сверхдоходов, которые почти все отправляются на закупку валюты в резервы правительства.

За все время продвижения проекта бюджета правительственные чиновники так толком и не объяснили гражданам, ради чего в жертву принесены низкая инфляция, экономическое развитие и рост благосостояния населения. При этом правительству удалось убедить Госдуму в необходимости голосования именно за такой удивительный финансовый план. А председатель Госдумы Вячеслав Володин даже поблагодарил главу Минфина Антона Силуанова «за совместную плодотворную работу с депутатским корпусом».

В окончательном варианте доходы бюджета в 2019 году утверждены в объеме 19,969 трлн руб., в 2020-м – 20,218 трлн, в 2021-м – 20,978 трлн. При этом прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2019 году ожидается на уровне 8,3 трлн руб., в 2020 году – 7,9 трлн, в 2021 году – 8,018 трлн. В свою очередь, расходы казны на следующий год предполагаются на уровне 18,037 трлн руб., в 2020 году – 18,994 трлн, в 2021-м – 20,026 трлн. Таким образом, новый бюджет будет профицитным: в 2019 году «излишки» составят почти 2 трлн руб. В 2020 и 2021 годах – 1,2 трлн и 952 млрд руб. соответственно.

Проект бюджета-2019, по существу, предполагает продолжение сегодняшней политики абсолютного приоритета валютных накоплений. По итогам 10 месяцев текущего года профицит федерального бюджета превысил 3 трлн руб., или 3,6% ВВП. «При этом на покупку валюты за 10 месяцев Минфин потратил 3,3 трлн руб. То есть отправили в резервы весь профицит и еще 300 млрд сверху (за счет займов)», – обращает внимание директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.

Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на начало 2019 года составит 3,8 трлн руб. (3,6% ВВП), 2020 года – 7,907 трлн руб. (7,1% ВВП), 2021 года – 11,476 трлн руб. (9,7% ВВП), следует из проекта бюджета.

В свою очередь, объем ВВП в следующем году планируется на уровне 105,82 трлн руб., в 2020 году – 110,732 трлн, в 2021-м – 118,409 трлн. Темпы роста экономики составят 1,3% в 2019 году. А в 2021-м они почему-то вырастут до 3,1%. Но если в будущем году предполагается замедление экономики, то инфляция – напротив – будет ускоряться. Согласно параметрам бюджета-2019, в следующем году рост цен ускорится до 4,3%. В 2020 году инфляция составит 3,8%, в 2021-м – 4%, следует из проекта финансового документа.

При этом сами же чиновники подчеркивают: разгону инфляции будет способствовать решение властей о повышении налога на добавленную стоимость (НДС). К примеру, в Центробанке вклад НДС в годовую инфляцию оценивают в 1 процентный пункт (п.п.). В целом же регулятор ожидает несколько большую, чем заложено в параметрах бюджета, инфляцию. В ЦБ прогнозируют ускорение показателя до 5–5,5% в 2019 году, притом что в первые месяцы этого года цены могут вырасти существенно.

«В первом квартале мы будем иметь значительный всплеск инфляции, скорее всего мы его увидим уже в данных по январю», – приводит Интерфакс слова директора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексея Заботкина. По его ожиданиям, такой «процесс подстройки под НДС» растянется на несколько месяцев. «По нашим оценкам, в первом квартале годовая инфляция будет выше 5%», – говорит чиновник.

Правда, повышения НДС можно было бы избежать, изменив цену отсечения нефти в бюджетном правиле, замечал ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

И если при профицитном бюджете повышение налоговой нагрузки власти посчитали необходимым, то вот обязательные выплаты для госкомпаний в бюджет на уровне 50% теперь вроде как становятся необязательными. «Я думаю, что вряд ли положение о норме (дивидендов госкомпаний. – «НГ») жизнеспособно. Я бы так сказал: не отношу себя к очень глубоким экспертам в вопросах корпоративной и финансовой политики, но осторожно предположу, что жизнь значительно богаче, и нормировать финансовую политику компаний, их взаимоотношения с собственником… мне кажется, что эта мера – над ней надо, мягко говоря, дополнительно подумать», – указал в среду вице-премьер Максим Акимов, отметив, что «дискуссия по поводу размера дивидендов идет».

Напомним, что еще в конце октября чиновники Минфина утверждали, что их ведомство непреклонно в своем нежелании отступать от единого подхода для госкомпаний: все должны платить дивиденды в бюджет в размере 50% прибыли по МСФО.

В итоге конструкция бюджета-2019 выглядит крайне парадоксально. Несмотря на высокие цены на нефть и растущие бюджетные доходы, в стране повышается налоговое бремя, провоцируется неоправданный рост цен и снижается экономическая активность. Сегодня у государства вроде бы нет нехватки в деньгах, что демонстрирует профицитный бюджет, однако на фоне падающих доходов населения и вялого экономического роста власти принимают решение об увеличении налоговой нагрузки и сохранении жесткого бюджетного правила. В таких условиях мало кто надеется на прорывной рост экономики, который затухает уже сейчас.

По данным Росстата, в третьем квартале темпы роста ВВП составили 1,3%, что на 0,5 п.п. меньше, чем во втором квартале, и на 0,8 п.п. ниже изначального прогноза Минэкономразвития, обещавшего ускорение до 2,1%. Текущий рост не дотянул даже до обновленных прогнозов МЭР, ожидавших роста в 1,8%. Для того чтобы уложиться хотя бы в эти показатели, экономика должна расти на 2,5% в четвертом квартале, говорит аналитик Nordea Денис Давыдов. «Это проблематично в условиях, когда иностранный бизнес уходит, внутренний отказывается инвестировать, а потребление схлопывается», – цитируют его СМИ.

Повышение налоговой нагрузки со следующего года не только разгонит инфляцию, но и сожмет спрос. «Покупательная способность населения сократится на 500 млрд руб.», – ожидает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Суммарно же домохозяйствам придется сократить потребление на 2%, что замедлит рост ВВП до мизерных 0,8%, продолжает она.

«Действительно, при профицитном бюджете необходимости в повышении НДС или иных налогов нет. Но, по всей видимости, идея повышения НДС заключается в том, что правительству необходимы дополнительные источники доходов на случай, если цена на нефть опять упадет ниже 40 долл. за баррель. Кроме того, нужны дополнительные средства для исполнения майского указа президента», – говорит замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.

Мне сложно понять логику правительства, которое путем повышения нагрузки на бизнес и население пытается разогнать темпы роста экономики, продолжает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Впрочем, достижение таргетов по росту экономики вполне достижимо за счет добывающего и государственного сектора, которые вместе формируют более 3/4 ВВП», – рассуждает он. Не слишком понятно эксперту и столь активное пополнение ФНБ. «Как показал опыт 2014 года, выливание на рынок резервов не способствует стабилизации. Возможно, это поможет снизить риски дефолта в случае введения новых ограничений со стороны США на доступ к зарубежным рынкам заемного капитала, но в целом это не решает всех проблем», – считает он.

Мы видим перед собой некий защитный бюджет, имеющий целью обеспечение стабильности в условиях возможного нарастания внешних рисков – как экономических (замедление мировой экономики, падение цен на нефть), так и политических (санкции), уверен главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. «Поэтому на первое место в бюджете выходит возможность обеспечения его расходной части при негативном сценарии (отсюда – рост доходов, в том числе за счет повышения налогов) при сокращении расходов (повышение пенсионного возраста). Все остальные риски, включая инфляцию и темпы роста, имеют вторичное значение», – полагает экономист.

«Вывод на самом деле один: государство пытается достигнуть положительного сальдо экономических операций в стране, понимая, что в большей степени можно положиться на внутренние источники, включая в первую очередь население», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова.

В условиях низкой инфляции логика экономической конструкции, созданной правительством за последний год, предельна проста, сообщает аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. «Относительно высокие цены на нефть и чрезмерно девальвированный рубль позволяют без особого труда наполнять бюджет и исполнять минимальные социальные обязательства перед населением. При такой нехитрой схеме и постоянном повышении всевозможных налогов, акцизов и сборов правительству в принципе можно постоянно рапортовать о тех или иных успехах. Между тем рост ВВП в третьем квартале замедлился до 1,3%, что при благоприятной конъюнктуре на рынке энергоносителей не может не вызвать вопросов об эффективности работы правящих структур», – продолжает эксперт. Кроме того, так называемые сложные времена у нас длятся с 2014 года. «Политика же бюджетного правила, аккумулирующая деньги в Фонде национального благосостояния, не принося практической пользы реальной экономике, создает давление на курс национальной валюты, повышая капитальные расходы компаний, работающих на внутреннем рынке, и снижает уровень жизни населения», – резюмирует аналитик.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Думская сессия завершилась в атмосфере товарищества

Думская сессия завершилась в атмосфере товарищества

Иван Родин

Градус межпартийного консенсуса высок, но предвыборное соревнование началось

0
945
Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
1164
В ответах президента России доминировала украинская тема...

В ответах президента России доминировала украинская тема...

Иван Родин

Госдума дозрела до реестра врагов государства

0
1546
Путин готов к переговорам с Макроном по Украине...

Путин готов к переговорам с Макроном по Украине...

Юрий Паниев

В обращении к нации Трамп раскритиковал Байдена

0
1682