0
21597
Газета Экономика Печатная версия

30.09.2019 19:48:00

Экономика получила настоящую гильотину вместо регуляторной

Инвестиционный климат в стране становится все суровее

Тэги: экономика, инвестиционный климат, регуляторная гильотина, бизнес

On-Line версия

экономика, инвестиционный климат, регуляторная гильотина, бизнес Вице-премьер Константин Чуйченко и премьер Дмитрий Медведев поставили бумажный рекорд в борьбе с избыточным регулированием бизнеса. Фото РИА Новости

Примерно раз в неделю в стране принимаются решения, которые по факту ограничивают ведение бизнеса. К такому выводу пришли специалисты Экспертного координационного центра, проанализировав законодательную деятельность Госдумы за последние несколько лет. Тенденция ужесточения идет вразрез с концепцией «регуляторной гильотины», которая должна ускорить инвестиционный рост. О запуске механизма «регуляторной гильотины» Дмитрий Медведев объявил в начале года. Прошло 9 месяцев, но пока эксперты и бизнесмены указывают скорее на пиар-эффект от этой меры, чем на реальные послабления. Отменять надо не советские акты, а законы последних 10 лет, считают они.

С начала 2018 года по второй квартал 2019-го Госдума приняла 628 законопроектов, из которых 166 относились к регулированию экономической деятельности. Об этом сообщил Экспертный координационный центр (создан в 2017-м по инициативе ведущих российских политологов для изучения проблематики взаимоотношений бизнеса и власти).  

По его данным, «40% законопроектов, принятых депутатами в этот период, так или иначе носили ограничительный характер для бизнеса». И только 18% от общего числа законодательных актов направлены на смягчение правил для предпринимателей.

«Аналогичная тенденция была выявлена и в 2017 году, когда за 12 месяцев депутаты рассмотрели и приняли 44 ограничивающих законопроекта», – уточнили в центре. 

Вывод исследователей: Госдума продолжает ужесточать правила для бизнеса с периодичностью примерно раз в неделю. «Тенденция идет вразрез с принятой концепцией «регуляторной гильотины», – поясняют они.

Как говорят в Экспертном центре, «неоправданность ужесточающих норм доказывают и результаты последней проведенной оценки фактического воздействия поправок в закон о торговле, которые в 2016 году ужесточили правила для торговых предприятий»: нововведения привели «к сокращению числа малых и средних предприятий, росту недобросовестной конкуренции и сокращению конкуренции в целом».

«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины» – с таким призывом премьер Дмитрий Медведев выступил в начале этого года на Гайдаровском форуме.

Как пояснял премьер-министр, «все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу». «Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», – уточнял Медведев.  

Прошло 9 месяцев. За это время о спасительном эффекте «регуляторной гильотины» говорилось не раз. Этот механизм упоминается в списке дополнительных мер по повышению потенциала экономического роста, составленном в Минэкономразвития (МЭР).

Пилотным сектором, в котором решили ослабить давление, стала сфера общепита и ресторанного бизнеса. «Минэкономразвития подготовило сборник обязательных требований для предприятий в сфере общественного питания («Белая книга индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские»), который стал результатом работы по ревизии существующих регуляторных требований. Сейчас проводится  обсуждение сборника с представителями бизнес-сообщества. Кроме того,  Минэкономразвития работает над аналогичным сборником в индустрии туризма», – поясняли в министерстве. 

И в каком-то смысле кульминацией этой истории стало состоявшееся в начале сентября телешоу под названием «Диалог с Дмитрием Медведевым». 

Обсуждая с представителями ресторанного бизнеса проблему двойного регулирования, премьер сообщил, что «совокупность прежних нормативных актов, актов еще советского периода, да и некоторых актов, которые принимались уже в новейший период, создает тяжелые условия для работы». Поэтому и было решено «отсечь, перестать применять ранее изданные нормативные акты».

По словам премьера, одно лишь перечисление всех этих актов занимает тысячи страниц. «Я буквально сегодня… подписал поручения о том, что акты Союза ССР и Российской Федеративной Социалистической Республики должны прекратить действие до конца этого года, точнее, с 1 января следующего года», – сообщил в телеэфире Медведев. 

После чего вице-премьер, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, продемонстрировавший в телестудии кипы документов, с восхищением рассказал о рекорде: «Такого еще не было, чтобы поручение имело приложение в 1992 страницы, и содержание этого приложения – это перечень, состоящий из 20 419 актов».

В качестве примеров были упомянуты декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восьмичасовом рабочем дне», постановление Совмина РСФСР «Об утверждении республиканских технических условий на колбасы вареные из мяса птицы и кроликов», постановление Совмина РСФСР «Вопросы Всероссийского общества кролиководов и звероводов-любителей» и т.д.

Правда, по некоторым пунктам затем потребовалось прояснить ситуацию. Спустя несколько дней после «Диалога» Чуйченко уточнил, что отмена восьмичасового рабочего дня, зафиксированного одновременно в подпадающем под «регуляторную гильотину» советском декрете и Трудовом кодексе РФ, не планируется.

Эксперты и представители бизнеса, опрошенные «НГ», подтверждают: препоны нужно устранять. Но правительство, по их мнению, начало немного не с тех решений.

Концепция «регуляторной гильотины», которая должна упростить правила ведения бизнеса, «на данный момент никак не успела проявить себя в действии», сообщил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, изначально предполагалось, что устаревшие и изжившие себя нормативные акты будут выявлены и отменены, позволив бизнесу вздохнуть свободнее. 

Однако, как считает Павел Сигал, «начинать изменения необходимо не со старых законов, а с тех, которые были приняты в последние 10–12 лет и по которым ведется основная проверка контролирующих органов».

Об этом же говорит и завкафедрой Российского экономического университета Дмитрий Завьялов. Ликвидация «спящих» норм может быть полезной, ведь устраняются рычаги давления на бизнес и источники коррупционных заработков, поясняет он. 

«Но в реальности большинство предпринимателей сталкиваются не с архаичными нормами и стандартами, а с плодами современного законотворчества, поскольку значительная часть нормативов, которые мешают современному бизнесу, были приняты не во времена СССР, а в последние 10–15 лет», – уточняет он.

В итоге, как считает эксперт, инвентаризация законодательного наследства и ликвидация нескольких тысяч законодательных актов «скорее всего для бизнеса, в особенности малого и среднего, пройдут незаметно». 

Действительно важные факторы для предпринимателей – стабильные условия и переход с карательного на профилактический принцип ликвидации нарушений. «Удастся ли этого достичь, узнаем в следующем году», – добавляет Завьялов.

«Все ограничения, например, в торговле, накопленные с 90-х годов, могут быть просто снесены без какого-либо ущерба для экономики, а порой и с явной выгодой для экономического роста. Другое дело, что за каждой ограничивающей нормой стоят несколько лоббистов, которые таким образом создали себе нишу, в которой они зарабатывают», – поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

«На текущий момент мы не видим смягчения со стороны государства. Более того, государство существенно повышает регулирование во всех сферах, в том числе в цифровых проектах, – обращает внимание управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. – Анализ появляющихся нормативных актов явно свидетельствует о повышенном контроле со стороны государства: создаются дополнительные требования к игрокам, они подчиняются ведомствам, в том числе их обязывают сдавать дополнительную отчетность».

«Сейчас есть очевидная тенденция к ужесточению налогового контроля, – добавляет Харитонова. – Но вместе с тем у предпринимателей, которые выплачивают белые зарплаты и показывают полные обороты, нет никаких преференций со стороны государства, не работают механизмы отсрочки (рассрочки) в уплате недоимки». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
1456
Против "Грузинской мечты" выступили все президенты Грузии

Против "Грузинской мечты" выступили все президенты Грузии

Игорь Селезнёв

На сторону оппозиции переходит крупный бизнес

0
1978
Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 02.12.24.

0
1357
Белоруссия обогнала Россию по приросту зарплат и ВВП

Белоруссия обогнала Россию по приросту зарплат и ВВП

Михаил Сергеев

Ставки по кредитам в союзной республике в 2,5 раза ниже, чем в РФ

0
2468

Другие новости