1
26961
Газета Экономика Печатная версия

03.08.2020 19:58:00

РФ проигрывает в лингвистической схватке за конкурентоспособность

По владению иностранными языками Россия застряла между Афганистаном и Боливией

Тэги: работа, занятость, образование, специалисты, иностранный язык, конкуренция


работа, занятость, образование, специалисты, иностранный язык, конкуренция Российские студенты не могут похвалиться глубокими знаниями иностранных языков. Фото РИА Новости

Одно из препятствий на пути развития в России экономики знаний – слабое владение иностранными языками даже в среде квалифицированных специалистов. Россия серьезно отстает от большинства стран даже в знании английского. От силы 15% выпускников российских вузов знают английский на более-менее свободном уровне. А в среднем по РФ знают английский лишь около 5% населения. Для сравнения: в той же Польше английским языком владеет половина населения. Все это делает российских специалистов более чем неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Российские граждане, и в первую очередь выпускники вузов, демонстрируют более чем скромные навыки владения иностранными языками, признают эксперты.

К примеру, уровень знания английского языка у российских выпускников очень низкий, если сравнивать с другими странами, рассказывает директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. «По нашим исследованиям, только 5% соискателей всех возрастов по всей стране владеют английским, в Москве и Санкт-Петербурге этот процент повыше и составляет около 10», – поясняет она, подчеркивая, что даже эти мизерные цифры куда лучше, чем еще несколько лет назад. О низком уровне знаний говорит и руководитель Skyeng Education System for University Виолетта Усанова. «По нашим исследованиям, первокурсники неязыковых направлений поступают в вуз со средним уровнем английского A1–A2 (начальный), а выпускаются с уровнем A2–B1 (средний – выше среднего)», – сообщает она.

Усманова добавляет: чаще всего английский язык в университетах изучают только на первом курсе и затем спустя три года в магистратуре. «Для путешествий и общения на бытовом уровне этого, как правило, достаточно. Но для специалиста, исследователя или профессионала этого мало: ему необходимо не только знать грамматику и обладать базовым словарным запасом, но и владеть специальными навыками деловой коммуникации на английском, специфической терминологией, понимать контекст диалога и уметь его поддерживать», – заявляет эксперт.

Ранее портал «Работа.ру», опросив свыше 2 тыс. российских студентов из 140 российских вузов, пришел к выводу, что лишь незначительная их часть способны свободно изъясняться на языке Шекспира. Так, лишь 15% опрошенных говорят на английском языке на уровне Upper Intermediate и Advanced. «Практически каждый пятый респондент (23%) владеет языком на среднем уровне (Intermediate), 16% студентов и выпускников знают его на уровне Pre-Intermediate, около 20% знают английский язык на начальном уровне», – следовало из результатов опроса. Что примечательно, среди магистров английский на продвинутом уровне знают 22% студентов, а бакалавров – всего 14%. При этом изучают язык большинство учащихся (90%), подчеркивают исследователи.

По мнению экспертов, уровень знаний существенно зависит от планов самих будущих соискателей. Так, среди тех, кто планирует связать свою трудовую деятельность с РФ, – уровень владения английским языком на продвинутом уровне оказывался только у 17%. А среди тех, кто намерен в будущем работать в другой стране, – уже у трети респондентов, показывал опрос портала «Работа.ру».

В международном сопоставлении положение России и вовсе выглядит удручающе. Так, по индексу владения английским, замеряемому ежегодно образовательной организацией Education First (EF), EPI (English Proficiency Index, индекс владения английским языком. – «НГ») Россия оказалась на 48-м месте из 100 возможных, что помещает ее в группу стран с низким уровнем владения языка. При этом только среди европейских государств Россия оказывается на 28-м месте из 33. В итоге на текущий момент уровень владения английским в России такой же, как, к примеру, в Афганистане, Вьетнаме, Пакистане и Боливии. К слову, «соседкой» России по рейтингу оказалась Беларусь. Однако союзная республика заняла 47-е место в рейтинге, а РФ – 48-е. Для сравнения: соседние Эстония и Литва заняли 28-е и 21-е места рейтинга соответственно. Лидерами же оказались такие страны, как Нидерланды, Швеция, Норвегия, Дания и Сингапур. Как итог в Польше 50% кандидатов владеют английским, а у нас даже с учетом роста только 15% среди выпускников, замечает Жанна Волкова. «А если взять всех кандидатов, то по стране владение английским – около 5%, а в столицах – только 10%», – продолжает она.

К слову, неравномерность знаний между столицами и регионами РФ также прослеживается в результатах исследования EF. Так, если в целом по стране уровень знания английского языка оказывается ниже среднего, то в Москве и Санкт-Петербурге картина иная. В частности, по индексу EF Северная столица набрала почти 55 баллов, Москва – 53,86 балла, что ставит оба города в группу по среднему уровню владения языком.

Выпускники московских и санкт-петербургских вузов знают английский лучше выпускников региональных вузов, соглашается управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел. «Около 80% выпускников лидирующих российских вузов владеют английским языком на уровне Upper-Intermediate и Advanced», – отмечает он. Эксперт замечает: уровень владения тем выше, чем активней студенты вузов включены в процессы межвузовского сотрудничества. Однако далеко не каждый вуз в РФ предоставляет такие возможности своим студентам, замечает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Наталия Фоминых. «Основные программы среднестатистического высшего учебного заведения рассчитаны на приобретение среднего (не высокого или продвинутого) уровня владения иностранным языком и предполагают обязательное изучение иностранного языка на 1–2 курсах», – поясняет она, подчеркивая, что многие передовые вузы страны ищут возможности расширения этого периода за счет включения иноязычных образовательных программ.

Еще одна проблема – нехватка собственно образовательных кадров. Согласно результатам исследования «Мониторинг эффективности школы» (РАНХиГС, 2019), во многих регионах РФ наибольший дефицит кадров наблюдается именно среди учителей иностранных языков, отмечает Наталия Фоминых. «На одного учителя в российских школах приходится 25–28 обучающихся, в то время как оптимальным является соотношение 1 к 13. Соответственно далеко не все первокурсники готовы изучать иностранный язык по программе вуза и достигают лишь базового уровня владения к окончанию университетского курса», – сообщает Фоминых. Очевидно, слабая подготовленность самих учителей стала одним из поводов для Минпросвещения отказаться от идеи обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

И это притом, что знание иностранных языков сегодня необходимо практически в каждой сфере, подчеркивают эксперты. «Знание английского языка важно для тех, кто хочет работать в представительствах крупных международных компаний, представляющих сферы FMCG, консалтинга, аудита», – перечисляет Кугел. Ведь в результате даже отличный специалист не может донести свою позицию, потому что английского не хватает, и, наоборот, носители английского, даже если они обладают очень средними знаниями и способностями, часто становятся руководителями просто потому, что красиво и правильно говорят, отмечает Волкова.

Текущий уровень владения языком можно назвать критически низким даже для тех, кто собирается работать в России, считает директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС Марк Агранович. «Сейчас наука глобальна, невозможно что-то делать без понимания, что делают зарубежные коллеги. Почти вся научная литература на английском языке. Чтобы продвигать нашу науку и говорить о конкурентоспособности, чтобы вливаться в мир, нужно публиковаться в том числе и в англоязычных зарубежных и международных журналах. Для этого тоже необходимо знание языка. Слабое владение английским снижает наш вклад в мировую науку и конкурентоспособность», – отмечает он. «То же самое относится к производству, технике и профессиональной деятельности. Язык помогает нам узнать, какие технологии используются в других странах, знать рыночные и технологические тенденции, о которых пишут в зарубежных журналах», – продолжает эксперт.

И это притом, что знание языков может существенно повлиять на зарплату будущего специалиста. Так, в госсекторе владение английским языком может прибавить более 75% к заработной плате. Соискателям работы в образовательной сфере – около 37%, в юриспруденции и ИТ-сфере – около 30%, рассказывали в «Работа.ру». «В среднем по рынку требование знания английского языка может прибавить около трети к зарплате», – резюмировала директор по маркетингу сервиса «Работа.ру» Ксения Курникова, подчеркивая, что дефицит таких кадров на рынке заставляет работодателей платить таким специалистам больше. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 20:09 03.08.2020

Ситуация удивительна. В стране абсолютно все учат английский, и как верно подметили болельщики чемпионата FIFA 2018, в ней абсолютно никто на нем не говорит. Проблема в неверном преподавании. Профессиональных переводчиков из института Мореса Тореза американцы понимать отказываются. "Английского языка", преподаваемого в РФ, не существует в природе. У нас неправильные учебники и методики.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
1280
Что нужно менять в российской юриспруденции

Что нужно менять в российской юриспруденции

Эдуард Галицкий

Начало открытой дискуссии позволит выявить проблемы профессии и найти способы их решения

0
1257
За креативность учителям никто не доплачивает

За креативность учителям никто не доплачивает

Игорь Аглицкий

Нынешняя система преподавания математики воспитывает в учениках туннельное мышление

0
3500
Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Наталья Савицкая

Дело совсем не в сроках обучения, считает историк педагогики

0
5583

Другие новости