0
2120
Газета Экономика Интернет-версия

30.03.2021 21:12:00

«Черный пиар» белыми нитками

Зачем обвиняемым в мошенничестве бизнесменам дымовая завеса в СМИ

Тэги: бизнес, криминал, контрафакт, подделка, павел сметана


бизнес, криминал, контрафакт, подделка, павел сметана В последнее время участие в судебных заседаниях для Павла Сметаны стало привычным делом. Кадр из видео c канала РИА Биробиджан на YouTube

Журналистские расследования, посвященные контрафактной продукции, всегда привлекают внимание читателей, поскольку речь идет о товарах повседневного спроса. Факты производства поддельного алкоголя или «сливочного масла» из пальмового жира неизменно вызывают возмущение читающей публики. И это понятно: никто не хочет покупать за свои деньги подделку и наносить вред собственному здоровью.

Однако помимо качественных журналистских расследований, подкрепленных фактами и документами, сегодня в прессе все чаще можно встретить, так сказать, псевдо-расследования, написанные в стиле «теорий заговора».

Мы подробно расскажем, как устроена незатейливая «кухня» «черного пиара» и причем здесь бенефициары «Кристалл-Лефортово» и «Статус-Групп» Павел Сметана и Богдан Клим, которые задолжали, по данным издания Лента.ру, своим кредиторам миллиарды рублей, а в числе пострадавших оказались многие ведущие предприятия алкогольного рынка России и целый ряд российских банков.

Немного журналистской фантазии с подачи «продюсеров» сериала, выходившего несколько месяцев под видом журналистских расследований, и вот уже адвокат, защищающий интересы обманутых кредиторов, становится матерым «бутлегером», а место расположения юридической компании превращается в «вывеску» мифической теневой корпорации. Тиражирование таких материалов можно однозначно расценивать как давление на кредиторов и их представителей, со всеми вытекающими последствиями.                   

Тень «режиссера»

В течение последних двух лет в ряде СМИ публиковались статьи о неких «бутлегерах», наладивших производство контрафактного алкоголя в подпольных цехах, и реализующих его миллионами декалитров.

Расчет был явно на то, чтобы вызвать у участников алкогольного рынка широкий резонанс. Однако надежды «продюсеров» газетного «сериала» не оправдались. Не помогли им и запросы в правоохранительные органы, Росалкогольрегулирование и даже в ФСБ. Органам государственной власти было просто не на что реагировать, поскольку доказательная база в «теории заговора» отсутствовала. А правоохранительные органы, как известно, не занимаются теориями.

Количество статей и их содержание говорит о том, что истинные бенефициары подпольного рынка оказались в затруднительном положении. И не исключено, что «сериал» о «бутлегерах» как раз и был задуман, чтобы сбить со следа правоохранителей и «перевести стрелки» на ложные цели. Косвенным подтверждением этой версии можно считать уже процитированную нами публикацию в Ленте.ру,, где речь идет о возможных «бенефициарах» ангажированной кампании. В частности, в издании упоминается группа обманутых кредиторов, которые через суд пытаются вернуть свои деньги у «участников преступной группы». В издании упоминаются в связи с этим фамилии Павла Сметана и Богдана Клима. «Выстроенная Павлом Сметаной схема четко описана в заявлении о преступлении от официального представителя ООО «Винный торговый дом СПБ» на имя начальника УЭБиПК ГУ МВД России по городу Санкт-Петербург, - пишет "Лента.ру.".

Интересы обманутых кредиторов в судах представляет юридическая компания ООО «Ампаро-групп», а офис этой компании расположен на 31-м этаже бизнес-комплекса «Москва-Сити». Вот откуда берет начало миф о «теневой корпорации» под названием «31-й этаж».

Адвокат, член адвокатской палаты Кабардино-Балкарской республики, Арсен Ципинов имеет действующий договор о сотрудничестве с юридической компанией «Ампаро-групп». Его адвокатский стаж составляет более 12 лет. Он наряду с другими адвокатами ООО «Ампаро групп» представляет интересы ООО «Пантеон», ООО «Винный торговый дом» в судебных спорах против компаний-должников Павла Сметаны и Богдана Клима (ООО «ГК Кристалл - Лефортово», ООО «ПК Кристалл - Лефортово», ООО «ЛВЗ Кристалл - Лефортово» и других).

Усилиями юристов ООО «Ампаро групп» с этих компаний в судебном порядке было взыскано более 1,3 миллиарда рублей. Поскольку главный актив адвоката – это его репутация, то информационный «сериал» по очернению Арсена Ципинова, это, вне всякого сомнения, попытка оказать давление на юридическую фирму и дискредитировать успешного юриста.

Бизнесмен Игорь Шушарев и вовсе является лишь собственником нескольких помещений на упомянутом 31-ом этаже. Но даже этого оказалось достаточным, чтобы оказаться мишенью для клеветнических нападок.

Какими методами наживали свое состояние Павел Сметана и Богдан Клим – это тема отдельного расследования. Сошлемся лишь на такой факт, растиражированный в СМИ. Как указывается в статье«Махинации на алкогольном рынке. Как Павел Сметана и Богдан Клим вывели миллиарды рублей», от действий Сметаны пострадало не только государство, но и такие крупные предприятия и банки, как АО «Астраханский ЛВЗ», ООО «Золотой колос», ЗАО «Игристые вина», ООО «Белвино», ООО «Премиум», ОАО «Росспиртпром», ООО «Пантеон», ООО «ВЗАН», ООО «ВТД», ООО «Профит», ООО «Салют», ПАО «ВТБ», ПАО АКБ «АкБарс», ПАО «ПромСвязьБанк», ПАО «Сбербанк РФ», ПАО Банк «Восточный Экспресс», ПАО «Банк ОФК». Общее число пострадавших - более 200, а сумма ущерба, по разным оценкам, составляет от 20 до 60 миллиардов рублей.

В публикации «Маршруты контрафакта» («Версия» от 27.11.2020) авторы пишут о некоем «теневом холдинге» по производству и реализации контрафактного алкоголя. Все формулировки в статье «по всей видимости», «судя по всему», «есть мнение» говорят лишь о том, что места фактам там объективно нет. Не понятно, откуда взяты цифры об объемах контрафактного алкоголя? И как понимать многозначительные намеки в адрес правоохранителей и налоговиков?

Досталось от создателей «сериала» даже генералам ФСБ. Например, одна из статей в издании «Версия» «Наследники «Статус Групп»» от 28 октября 2020 года завершается пассажем в адрес высокопоставленных генералов на Лубянке. А в другой статье в «Версии» под названием «Маршруты контрафакта» от 27 ноября 2020 года авторы делают выпад уже в адрес работников налоговых органов.

Но все эти оглушительные обвинения и прозрачные намеки на коррупцию в серии материалов о «бутлегерах» не подкреплены никакими доказательствами кроме ссылок на мнение анонимных «источников» и неназванных «экспертов».

На ком шапка горит

Кто же они, эти «бутлегеры», ворочающие миллиардами в глубокой тайне от контролирующих органов? Авторы «сериала» придумали краткие «биографии» придуманных ими же «злодеев».

Звучит занимательно, но Арсен Ципинов, как оказалось, никогда не работал на спиртзаводе в КБР и ни одной из указанных в статье должностей не занимал. То же самое касается и фактов «биографии» Игоря Шушарева.

В свою очередь, все те обвинения, которые щедро раздаются в вышеуказанных статьях, легко подтверждаются в адрес самого Павла Сметаны и Богдана Клима. Например, согласно заявлению о преступлении от официального представителя ООО «Винный торговый дом СПБ» на имя начальника УЭБиПК ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»), именно «Павел Сметана, являясь бенефициаром и руководителем объединенного холдинга «Кристалл Лефортово», разработал схему хищения алкогольной продукции»… «Таким образом, была создана схема вывода денежных средств, единственной целью которой являлось причинение имущественного ущерба независимым кредиторам», - утверждается в документе. И это уже не голословные утверждения, а документы, которые можно изучить.

«Кубышка» или откуда в «Кубышке» деньги на «черный пиар»?

Всем известно, что кампании «черного пиара», особенно те, которые длятся не один год, стоят немалых денег. Это десятки, а порой и сотни тысяч «американских денег». В какой кубышке спрятал деньги Павел Сметана, которому Следственный комитет предъявил обвинение в неуплате налогов на сумму свыше 300 миллионов рублей? В той же статье в издании «Лента.ру» была приведена цитата человека, знающего лично Павла Сметану.  «Являясь финансистом по образованию, он также профессионально владеет приемами психологического воздействия на людей и техниками манипулирования, умеет расположить к себе человека, заставить его действовать в ущерб собственным интересам». Однако кампанию «черного пиара» на одном манипулировании не запустить. Нужны деньги. Большие деньги. Значит, они все же есть?

Фемида выходит в Интернет

 Подобные «произведения», о которых мы рассказали, бросают тень на репутацию не только и не столько на упомянутых в статьях лиц, но прежде всего на авторов этих статей и тех, кто «вдохновлял» столь хлипко сколоченные «расследования».

Не лишне было бы напомнить всем причастным к сочинению «сериала» о мифических «бутлегерах» о том, что в прошлом году Госдума приняла закон об уголовной ответственности за клевету. Авторам псевдо-расследований предусмотрены штрафы в размере миллиона рублей или тюремное заключение до двух лет.

Для сайтов, публикующих голословные обвинения в преступлениях, также подоспела новость из Госдумы. По сообщению ТАСС, Госдума на пленарном заседании 24 марта в первом чтении приняла законопроект о возможности внесудебного ограничения доступа к сайтам, распространяющим недостоверную информацию, связанную с обвинением в совершении преступлений.

В частности, текст пояснительной записки к законопроекту гласит: «Законопроектом предлагается дополнить федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой статьей, предусматривающей возможность принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим недостоверную информацию, которая порочит честь и достоинство лица или подрывает его репутацию и связана с обвинением лица в совершении преступления». 

Основанием для блокировки будет являться заявление лица в прокуратуру о принятии мер по удалению ложных обвинений в совершении им преступления.

Настоящие журналистские расследования, безусловно, служат общественной пользе, а такого рода контрафактные подделки вредят обществу, репутации людей, очерненных в СМИ, и деловому климату в стране.

Согласитесь, с контрафактом нужно бороться не только на рынке алкоголя и продовольствия, но и в прессе. Подделка, она везде подделка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Три вопроса к Минприроды России

Три вопроса к Минприроды России

Леонид Крутаков

Времена залоговых аукционов и «раздачи родины» в кредит возвращаются?

0
352
Красноярск и Иркутск оказались «Под зеленым крылом»

Красноярск и Иркутск оказались «Под зеленым крылом»

Василий Столбунов

0
970
Между Сциллой и Харибдой: как снизить риски при инвестировании в IPO

Между Сциллой и Харибдой: как снизить риски при инвестировании в IPO

Виталий Барсуков

0
955
Капиталы убегают из России

Капиталы убегают из России

Ольга Соловьева

Бизнес и домохозяйства предпочитают рублям иностранные активы

0
2563

Другие новости

Загрузка...