0
4166
Газета Экономика Интернет-версия

02.04.2021 11:54:00

Коллекторский «Траст»

Никита Кричевский

Об авторе: Никита Кричевский - доктор экономических наук, профессор


Фото с официальной страницы банка "Траст" в Facebook

Специально дождался момента, когда поутихнет шумиха вокруг конфликта банка «Траст» с объединенной киносетью «Формула кино» и «Синема парк», чтобы спокойно разобраться в происходящем. Тем более, что о банке «Траст» мне мало что известно, тогда как в заведениях киносети я, как и многие, бывал не раз. Шутка ли: 78 кинотеатров с 645 кинозалами. Почти 12% от всего рынка.

Скандал случился в самом начале этого года, когда, как сообщали «Ведомости» 11-13 января «Траст» списал по лично мне непонятным основаниям  со счетов «Синема парка» 450 млн рублей новогодней выручки в счет погашения задолженности то ли в 19 млрд, то ли в 23 млрд рублей.

Вероломство, согласитесь? Прокатчики работали все праздники, к тому же после ковидных ограничений только-только приоткрылись кинотеатры, и тут приходит какой-то дядя и реквизирует всю выручку подчистую. Прямо как в те самые 90-е.

Ответная реакция не заставила себя ждать. Уже через несколько дней председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин направил, руководителю администрации президента Антону Вайно письмо, в котором говорилось, по данным РБК, что «банкротство [сети] – неминуемый сценарий развития событий». Тем более, в условиях «сложного экономического периода», когда большую часть 2020 года кинотеатры были принудительно закрыты.

Но и «Траст» оказался не лыком шит. Банкиры чуть ли не одновременно с письмом кинопрокатчиков к Вайно, как пишет «Коммерсант», подали иск в Пресненский суд Москвы о взыскании с бизнесмена Александра Мамута (собственника киносети) 1 млрд рублей. Почему не на 19 млрд, не на 23 млрд рублей и не про банкротства – бог весть. Хотя последнее, как мне кажется, было бы в фарватере логики «Траста».

Тогда же начали всплывать весьма интересные подробности совместной жизни двух героев. Что если судить по публикациям СМИ, «Траст» (тот, который был «национальный банк») выдавал «Синема парку» десятилетний кредит еще в 2017 году, то есть не до 2021-го, а до 2027 года. Что в отношении части других заемщиков «Траст» (тот, который Forbes теперь называет «банком плохих активов») пошел на все мыслимые смягчения условий, тогда как для кинопрокатчиков срок кредита сократили, да еще на четыре года. Что в условиях, когда реализовывать больше половины билетов на сеанс нельзя, ни о каком своевременном обслуживании ссуды речи быть не может. Вряд ли «Траст» об этом не знал.

Президент, помнится, призывал сотрудничать в непростое для страны время, а получилось «как всегда».

Оставленный в живых

Если с известной киносетью все более-менее понятно, то «Траст», запомнившийся, в том числе рекламой с Брюсом Уиллисом, а после – обанкротившийся при странных обстоятельствах (об этом процессе интересно писали «Ведомости»), но почему-то оставленный Центробанком в живых, абсолютному большинству сограждан представляется тайной, покрытой мраком.

Известно лишь, что деятельность банка непрофильных активов «Траст», основанного в июле 2018 года на базе Банка «ТРАСТ» (ПАО) путем консолидации непрофильных активов санируемых финансовых организаций, направлена «на эффективное управление активами с целью их оздоровления, повышения рыночной стоимости и реализации по максимальной цене». И что «реализация этих активов позволит компенсировать государству затраты на проведение санаций крупнейших банков».

Перед вами не благородные строки из учебника, а цитаты с сайта организации. Созданной, кстати, не абстрактными филантропами, а суровым российским государством, возжелавшим нарастить свое присутствие в финансовой сфере посредством, как мы думали, исполнения роли мудрого государственного конкурсного управляющего в процессе финансового оздоровления компаний.

Думали мы, ага. А теперь расскажите, как списание всей новогодней выручки или сокращение срока действия кредитного договора с 10 лет до четырех, да еще в пандемийный год способствует оздоровлению коммерчески привлекательного заемщика, повышению его рыночной стоимости и последующей реализации по максимальной(!) цене.

Вот и я про то – никак.

Больше того, бывалый люд, прошедший горнило тех самых 90-х, тут же сообразит, что дело тут не в досрочном возврате ссуды, а в чем-то другом. Может быть, в желании менеджмента «Траста» либо невидимых государственных и центробанковских кукловодов отжать (через грядущее банкротство, инициированное действующими собственниками) симпатичный бизнес. О том, что это предположение небеспочвенно, могут косвенно свидетельствовать зигзаги биографии некоторых «трастовых» банкиров, того же бывшего СЕО Михаила Хабарова, в прошлом году арестованного по подозрению в мошенничестве – эту историю рассказывал «Лайф».

Невидимая отчетность

Но хватит беллетристики. Попробуем дать конкретики, для чего заглянем в отчетность «Траста». Когда я попробовал заглянуть в нее, то обнаружил, что она недоступна. «Ошибка 404», дорогие товарищи, «страница не найдена» (по состоянию на 30 марта этого года, хотя отчетность вроде как вывешена ещё 15 февраля).

Впрочем кое-что все же известно.

Так, по данным «Российской газеты», за два года своей работы «Траст» обеспечил активами 80% пятилетней стратегии, а в 2020 году общая сумма возврата ранее выданных средств составила 90 млрд рублей, что в три раза выше плана, утвержденного акционером-государством (или Центробанком, что суть – одно и то же). Видимо, показатель перевыполнения плана напрямую отражается в величине бонусов топ-менеджмента. А бонусы с 2018 года выплачены прямо-таки фантастические – если судить по данным Forbes, чуть ли не 6 млрд рублей (точнее, сказать не могу, так как отчетность закрыта). При этом, как можно понять из публикации издания и консолидированной финансовой отчетности «Траста» за 2020 год, вся заслуга топ-менеджмента банка в взыскании 90 млрд рублей оценивается в 2% от суммы - столько в структуре взысканной задолженности составил удельный вес доходов от управления активами.

Остальное то ли от ошалелой реализации по странным ценам пришло, то ли ветром надуло. Либо от переоценки: как можно сделать вывод из отчета «Траста» за 4 квартал 2020 года, первоначальная балансовая стоимость активов под его управлением составляла свыше 2 трлн рублей, тогда как по состоянию на 1 октября 2020 года она уменьшилась до 230,7 миллиардов. То есть получается - без малого в девять раз.

К слову, о доходах менеджмента. Можно подсчитать, что только за 2020 год зарплата плюс премии четырех членов Правления «Траста» (без учета председателя) если судить по данным, выложенным на его сайте, составила 1,54 млрд рублей. По 308,4 млн рублей на лицо. Чтоб мы так жили. И не забывали делиться со старшими товарищами. Все это денежное добро получено от управления чужим работоспособным имуществом и каких-то несусветных депозитных триллионов ЦБ, все прочие активы по сравнению с которыми – сущие копейки.

Конец фильма?

То, что «Траст» по факту не является банком или государственным конкурсным управляющим, надеюсь, все уже поняли. А кто он тогда? Создается впечатление, что такой стиль работы больше подходит в лучшем случае для коллекторского агентства, в худшем – для рейдера, используемого для обогащения приближенных к нему персон, включая бюрократию Центробанка.

Но при чем тут банковская лицензия, товарищи прокуроры?

Что до российского кинематографа, которому при банкротстве «Формулы кино» и «Синема парка» будет нанесен тяжелый финансовый удар, то в «Трасте», видимо, считают, что кино должно сниматься исключительно на деньги государственного бюджета.

Кассовые сборы? При выполнении чьего-то заказа они – дело вторичное.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
270
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
344
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
276
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
236

Другие новости