0
941
Газета Экономика Интернет-версия

08.04.2021 17:14:00

Российский автопром впал в импортозависимость

Эксперты и бизнес призывают к восстановлению автокомпонентной отрасли

Тэги: автопром, бизнес, автомобили, автокомпоненты, дерипаска, газ, камаз, автоваз, икси


автопром, бизнес, автомобили, автокомпоненты, дерипаска, газ, камаз, автоваз, икси Фото Reuters

Российский автопром мог бы делать значительно больший, чем сейчас, вклад в рост экономики, если бы его развитие не тормозили проблемы в одном из ключевых сегментов – производстве автокомпонентов. В некоторых моделях автомобилей уровень локализации не доходит и до половины, критически важные системы в стране уже не производятся – чтобы преодолеть дорогостоящую зависимость от импорта, России необходимо, по сути, воссоздавать эту индустрию, восстанавливая утраченные компетенции. Представители отрасли и эксперты призывают государство переходить к более активным и системным мерам поддержки, поскольку нынешние стимулирующие программы ничтожны по объемам и эффектам.

По данным Росстата, в 2020 году на долю автопрома приходилось всего 0,4% ВВП России, еще 0,9% давала торговля автотранспортом и мотоциклами и их ремонт – этот скромный вклад не отражает потенциала отрасли, который демонстрируют мировые лидеры. Как напоминают аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), в 2018 году доля автопрома в ВВП стран ЕС составила почти 7%.

При этом в России одновременно с падением автопроизводства растет зависимость от импортных комплектующих. В 2012-2020 годах выпуск автомобилей сократился на 35%, а объем ввоза автокомплектующих в долларовом выражении снизился только на 20%, и по некоторым позициям наблюдается рост: например, объем закупок за рубежом деталей для производства двигателей внутреннего сгорания превышает уровень 2012-2013 годов. При этом стоимость импортных комплектующих с учетом санкционных ограничений только растет, отмечает промышленник Олег Дерипаска, который более 10 лет назад инвестировал в модернизацию одного из ведущих машиностроительных холдингов страны «Группу ГАЗ».

Согласно отчетности другого российского автопроизводителя - КАМАЗа, доля импорта в закупках января-сентября 2020 года достигала 35,5%, тогда как за аналогичный период 2012 года она составляла 12,1%. «Зависимость российского автопрома от импорта, проявлявшаяся ранее в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, теперь перешла на уровень автомобильных компонентов и промежуточных товаров», – констатируют в ИКСИ. Цель организации иностранных сборочных производств в России формально выполнена, но локализовано производство лишь наименее технологичных компонентов (стекло, детали интерьера и т.д.), либо эта локализация неглубокая и по-прежнему зависимая от иностранных комплектующих и материалов, отмечают аналитики. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества организаций, занятых в сфере производства комплектующих: за пять лет их численность снизилась более чем на четверть.

«Сегодня ни один автомобиль в России, даже самый локализованный, нельзя произвести без импортных компонентов, – прокомментировали ситуацию в «Группе ГАЗ». – А некоторых критически важных систем – тормозных, рулевых, компонентов трансмиссии и т.д., – в России просто нет, компетенции утеряны. То есть если мы говорим о реальной работе над этой проблемой, то речь идет о восстановлении автокомпонентной отрасли в России».

Однако государство пока не видит остроты кризиса и предлагает неадекватные способы его преодоления. «Отсутствие понимания реального уровня локализации в российском автопроме – это одна из проблем в том числе для госполитики, – уверены эксперты ИКСИ. – В настоящее время государство пытается стимулировать автопроизводителей к повышению степени локализации, привязав выплаты бюджетных субсидий к уровню локализации производимых автомобилей. Однако на падающем рынке заставить автокомпании инвестировать крайне затруднительно».

В этом году в России стартовала программа поддержки локализации автокомпонентов: государство софинансирует через Фонд развития промышленности (ФРП) на грантовой основе проекты по их производству в размере около 30% от общей стоимости инвестиций в каждый проект. Минпромторг оценивал стоимость программы более чем в 200 млрд руб. на 10 лет. При этом на 2021 год в бюджете на эти цели заложено лишь около 1 млрд руб.

По большому счету это капля в море. «Просим оказать содействие в выделении большего количества средств на реализацию этой меры, – обращался к властям в ноябре прошлого года вице-президент «АвтоВАЗа» по GR, внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак. – Потому что, честно скажу, несколько миллиардов в год на это недостаточно. Мы так посчитали – для локализации только электроники в автопроизводстве необходимо порядка 30 млрд руб.».

«За последние 5 лет объем инвестиций в российском автопроме составлял в среднем около 90 млрд руб. в год, то есть в условиях текущего года программа покрывает чуть более 1% от общего объема отраслевых инвестиций, – отмечает ИКСИ. – Российские производители оценивают общий объем необходимых вложений в развитие автокомпонентной отрасли на порядок выше – в 200-300 млрд руб. дополнительных инвестиций. Причем речь идет не только о развитии сложных продуктов, таких как электроника. До сих пор не закрыты потребности по таким относительно простым, но в то же время базовым компонентам, как резинотехнические изделия».

Во многих моделях российских заводов локализация не достигает и 50%, для начала формирования полноценной отрасли автокомпонентов в России необходимо выделять как минимум 15 млрд руб. ежегодно, отмечал независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. С тем, что объемы программы явно недостаточны, похоже, в правительстве уже согласились: в марте премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минпромторгу и Минфину до 15 апреля проработать механизмы дополнительной поддержки производства автокомпонентов в России с использованием средств ФРП. Но это не единственное направление, нуждающееся в существенном усилении.

Помочь отрасли могло бы повышение доступности заемных средств, например, за счет рефинансирования кредитов или субсидирования процентных ставок. Минпромторг пока обнадеживает производителей автокомпонентов планами выдачи льготных займов под 1% годовых с возможностью списания в случае реализации заявленного проекта. Однако пока это будет лишь пилотный механизм, значит, значительных объемов поддержки ожидать не приходится. А планы по снижению ставки НДС при реализации автокомпонентов так и не были выполнены, напоминают в ИКСИ.

«Как и во многих пострадавших в пандемию отраслях, здесь тоже пора менять действующие подходы, в том числе софинансировать создание новых автокомпонентных производств на условиях 50/50 с частными инвесторами, – призывает Олег Дерипаска. – Но у правительства не хватает на все ресурсов, а ЦБ не спешит развивать рынок облигаций – рынок долга. Ему важнее прибыль в банковском секторе, а не создание новых рабочих мест».

ИКСИ предлагает сформировать список ключевых автокомпонентов и расширить поддержку их выпуска через субсидии и льготное кредитование. Кроме того, производители должны получить режим наибольшего благоприятствования в виде налоговых стимулов, отмены импортных пошлин при ввозе оборудования и других стимулирующих инвестиционную активность мер, считают эксперты. «Ключевой задачей реализации программы поддержки отрасли должно стать создание в России пула крупных поставщиков современных автокомпонентов, а одним из основных целевых индикаторов программы – снижение реального объема импорта комплектующих», – подчеркивают в ИКСИ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Почему предприниматели остаются для бюджетных заказчиков дойной коровой

Почему предприниматели остаются для бюджетных заказчиков дойной коровой

Борис Титов

Решить проблему с задержкой оплаты исполненных государственных и муниципальных заказов пока не удается

0
1445
Бабарико в суде обвинил руководство Белоруссии

Бабарико в суде обвинил руководство Белоруссии

Антон Ходасевич

Главный соперник Лукашенко считает свое дело политически мотивированным

0
3202
ГАЗ и фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» подвели итоги «РобоФеста-НН»

ГАЗ и фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» подвели итоги «РобоФеста-НН»

0
1584
В стране могут появиться бизнес-резервации

В стране могут появиться бизнес-резервации

Анастасия Башкатова

"Мозговой трест" Андрея Белоусова призвал отказаться от государственного доминирования  в экономике

0
3140

Другие новости

Загрузка...