0
2234
Газета Экономика Печатная версия

21.06.2021 20:28:00

Кабмин пытается передать бизнесу часть забот о населении

Частникам обещают дать заработки в социальной сфере

Анатолий Комраков

Об авторе: On-Line версия

Тэги: кабмин, мишустин, пилотные регионы, частные компании, частный бизнес, соцслуги


кабмин, мишустин, пилотные регионы, частные компании, частный бизнес, соцслуги Михаил Мишустин удвоил число регионов, где частные компании могут заняться соцуслугами. Фото с сайта www.government.ru

Российское правительство пытается привлечь частный бизнес для оказания населению социальных услуг. К особым успехам эта новая схема пока не привела. Однако правительство РФ в понедельник расширило список пилотных регионов, где местным чиновникам предстоит договариваться с бизнесом о реализации социальных услуг населению. Федеральные власти как будто не уверены, что бизнес справится с задачей, или сомневаются, что региональные чиновники согласятся отдать часть бюджетных денег на сторону. Эксперты «НГ» считают привлечение частного бизнеса движением в правильном направлении, так как конкуренция ведет к повышению качества услуг. А медленное внедрение новой системы списывают на обычные для России бюрократические проволочки.

С 16 до 29 увеличится число регионов России, где оказывать социальные услуги сможет не только государство, но и бизнес, сообщил в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями. Пилотный проект был запущен в прошлом году, в нем уже участвуют полтора десятка субъектов, от Алтайского края до Ярославской области.

«Теперь присоединятся еще 13 субъектов РФ», – сказал глава кабинета, не объяснив, правда, за счет каких регионов произойдет это расширение и по какому принципу они будут отобраны. «Главная цель – повысить качество и доступность социального обслуживания, создать конкурентный рынок, чтобы у людей был широкий выбор организаций, где они могут получить такие услуги, – пояснил премьер. – Привлечь для этого частный бизнес, который предоставляет санаторно-курортное лечение, оказывает паллиативную помощь, содействует в трудоустройстве». Как с этой задачей справились 16 «пионеров» проекта, он, однако, тоже не объяснил.

При этом для некоммерческих организаций, продолжил глава кабмина, предусмотрены меры государственной поддержки, чтобы они могли предоставлять качественный сервис по доступным ценам. «Это крайне необходимо. Важно, чтобы люди, которые зависят от посторонней помощи, чувствовали себя максимально комфортно», – подытожил Мишустин.

Старт эксперименту дал закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», вступивший в силу 1 сентября прошлого года. Закон принят на пять лет, его положения, которые касаются формирования соцзаказа, могут применяться с 2021 до 2024 года. Закон носит рамочный характер, а жизнью его наполняют, как обычно, подзаконные акты. В частности, гораздо позже правительство определилось с регионами – пилотными участниками проекта, утвердило правила формирования и ведения реестра исполнителей, чтобы проводить предварительный отбор претендентов и сразу отсеивать недобросовестных исполнителей, а порядок проведения конкурсного отбора претендентов на оказание госуслуг в социальной сфере кабмин утвердил лишь 4 июня 2021 года.

По закону коммерческие организации могут оказывать услуги в социальной сфере наравне с государственными (получая таким образом доступ к бюджету) по шести направлениям: это социальное обслуживание населения (кроме стационарного), оказание паллиативной медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, туризм, спортивная подготовка и занятость населения.

Меняется и форма выбора поставщиков услуг. Вместо привлечения исполнителей соцзаказа через госзадания региональные власти могут использовать механизм конкурсов или выдавать нуждающимся гражданам сертификат на получение услуги. В этом случае выбор поставщика будут делать сами жители из сформированных чиновниками списков. Но при этом количество и перечень услуг не изменится.

Как работала система в течение многих месяцев с момента принятия закона – пока неясно. «Нам не удалось найти никаких анализов, отчетов, из которых стало бы понятно, как это работает», – сказал «НГ» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По словам эксперта, на проводившихся в регионах конкурсах трудно найти заказ на социальные услуги в чистом виде. «В целом новая система может оказаться гораздо более затратной, она наверняка вскроет, что социальной сфере нужны серьезные специалисты, медицинские работники повышенной квалификации, в итоге все это может привести к полной коммерциализации социальной сферы», – говорит эксперт.

Проект курирует Минфин. Там рассказывали, что в числе самых востребованных соцуслуг – обслуживание на дому и в полустационаре. В этой сфере некоммерческий сектор представлен уже с 2014 года, но в каждом регионе число коммерческих компаний разное.

Это старая тема и опыт по ней у нас многолетний, просто недавно он был оформлен законом, – сказал «НГ» профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер. – Тенденция правильная, это помогает создать конкурентные условия, повысить качество социальных услуг. Опыт показывает, что услуги частных компаний, как правило, выше качеством, чем у муниципальных. Ведь муниципальные и региональные заказы распределяются на тендере, и если на работу предпринимателей поступают жалобы, то их шансы выиграть следующий тендер падают. С другой стороны, эта сфера помогает развивать малый и средний бизнес, ведь речь не о каких-то крупных корпорациях, как правило этим занимаются небольшие местные предприятия. Еще один плюс – там надо создавать много рабочих мест, ведь, например, уход за престарелыми, больными людьми не заменишь цифровыми программами, наоборот, высвобождающиеся из-за цифровизации люди могут найти в этой сфере применение».

«Порционность» введения новой практики эксперт объясняет степенью готовности к ней регионов. «Через год-два эта система заработает по всей стране, – говорит Гонтмахер. – Закон принят относительно недавно, потом к нему готовили подзаконные акты. Там много технических вопросов, ведь речь идет о перераспределении не федеральных, а региональных средств. Опять же из опыта знаем, что вещи, связанные с администрированием, за год у нас не делаются». 

Председатель правления ассоциации "Патронаж" Алексей Сабадаш отмечает, что вся соцработа в стране построена по территориальному признаку, и регионы самостоятельно решали, привлекать им частные структуры к работе или нет. «Сейчас идет борьба за попадание в реестры поставщиков услуг, кроме того, в связи с повышенной смертностью из-за ковида, многие работники соцслужб оказались без работы, пустуют много мест в стационарах для престарелых. Это еще больше создает благоприятную почву для наращивания соревновательности в этой сфере. Честная конкуренция повысит качество услуг, да и поможет бизнесу лучше планировать свою работу. Роль подковерных договоренностей снизится», - говорит эксперт.

«Закон о социальном заказе вступил в силу в сентябре прошлого года на территории 16 регионов. Целью первого этапа апробации была публикация открытых данных о количестве получателей бюджетных услуг, а также об объёме предоставляемых гражданам услуг и их финансировании. Стоит отметить, что сбор, обобщение и публикация указанных данных произошли впервые и сразу показали свою востребованность», - заявили «НГ» в пресс-службе Минфина России.

Всеми регионами-пилотами социальные заказы были размещены на официальных порталах органов власти до начала 2021 года, уточняют в ведомстве. «В 9 регионах принято решение о применении конкурентных способов отбора исполнителей услуг в социальной сфере. Для принятия такого решения в каждом регионе задействованы общественные институты - «площадки для диалога». Такие площадки обеспечивают «обратную связь» органам власти и исполнителям услуг от получателей услуг. Продолжена цифровизация процесса формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне в 2022 году планируется ввести в эксплуатацию модули ГИС «Электронный бюджет» и Единого портала госуслуг. Такое решение даст возможность проводить отбор исполнителей услуг, а также позволит приступить к размещению профилей открытости участников конкурсов на сайте www.bus.gov.ru», - сообщили в Минфине.

Непосредственное применение конкурентных способов отбора исполнителей бюджетных услуг в социальной сфере начнется только в этом году в отдельных пилотных регионах, поэтому делать выводы относительно усиления конкуренции еще рано, считают в министерстве. «Нужно отметить, что каждым регионом должны быть определены показатели «старта». Помимо этого, регион должен установить целевые показатели, к которым он будет стремиться. Для реализации этих вопросов, НИФИ Минфина России будет проводить в регионах социологические исследования, которые помогут оценить степень удовлетворённости граждан оказываемыми услугами и потенциал негосударственных организаций. Достижение целевых показателей будет свидетельствовать о повышении качества и доступности услуг для граждан», - отметили в Минфине.

Там сообщили, что решение об отборе новых участников принимается исходя из уровня развития некоммерческого сектора и кадрового потенциала государственных (муниципальных) служащих. С 1 января 2025 года с Закона о социальном заказе предполагается снять статус пилотного проекта, и к его реализации приступят все регионы страны, заявили в ведомстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 26-29 июля в зеркале Telegram

Региональная политика 26-29 июля в зеркале Telegram

0
222
Региональная политика 19-22 июля в зеркале Telegram

Региональная политика 19-22 июля в зеркале Telegram

0
621
Авакову предрекают уход в оппозицию

Авакову предрекают уход в оппозицию

Татьяна Ивженко

В Верховной раде собирают подписи за отставку правительства

0
4020
Толщина омлета по-прежнему не главная проблема российского бизнеса

Толщина омлета по-прежнему не главная проблема российского бизнеса

Анатолий Комраков

Большинство предпринимателей не верят, что отечественная система правосудия может их защитить

0
2251

Другие новости

Загрузка...