0
3598
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2023 20:36:00

Национальные цели подвергнутся форматированию

Соцопросы определят, какие новые противоречивые задачи предстоит решить правительству

Тэги: президент, национальные цели, нацпроекты, обновление, соцопросы, вциом

On-Line версия

президент, национальные цели, нацпроекты, обновление, соцопросы, вциом Задачи, зафиксированные в нацпроекте «Демография», сохранят актуальность и после 2024 года. Фото РИА Новости

Президентские национальные цели, а вслед за ними и нацпроекты вскоре будут пересмотрены. И это потребует от бюджета новых ресурсов. О таких предстоящих изменениях сообщил в понедельник глава Минфина Антон Силуанов. А Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) объявил, что он планирует выяснить у россиян, от каких именно проектов можно уже отказаться, какие надо продлить и чем их следует дополнить. Эффективность реализации уходящих в прошлое нацпроектов пока остается под вопросом. Попытки ее оценить предпринимались разными ведомствами. В итоге важным мерилом стали соцопросы, которые, правда, могут выглядеть противоречиво.

В ближайшее время россиянам представят отредактированные президентские национальные цели развития. О связанных с этим бюджетных тонкостях рассказал в понедельник на расширенном заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам глава Минфина Антон Силуанов.

«Мы договорились, когда рассматривали бюджет в ходе парламентских слушаний, что на 2025-й и последующие годы будут определены с президентом соответствующие национальные цели: где-то подкорректированы, где-то определены новые задачи, и под это дело мы найдем новые ресурсы», – сообщил сенаторам министр.

Но, несмотря на это, в новом бюджете все равно учтены необходимые объемы реализации существующих национальных проектов в их социальной части: это касается демографии, образования и здравоохранения. «Все социальные вопросы в части финансирования нацпроектов как элементов реализации национальных целей на следующий год определены в полном объеме», – уверил Силуанов.

Более того, говоря про действующие нацпроекты, Силуанов также подчеркнул, что в новом бюджете учтены и протянуты на трехлетку «все публичные обязательства», касающиеся, в частности, выплат, зарплат, пособий, школьного питания, доплат за классное руководство. «Поэтому нам в следующем году необходимо будет обеспечить финансированием те задачи, которые будут обновлены… Но публичные обязательства учтены в полном объеме на всей трехлетке», – уточнил министр.

ВЦИОМ, в свою очередь, сейчас формирует под предстоящее обновление национальных целей и нацпроектов базу мнений. Такой вывод можно было сделать из выступления директора по работе ВЦИОМ с органами государственной власти Кирилла Родина на прошедшем в понедельник заседании Экспертного совета по национальным проектам, посвященном их реализации и перспективам.

Сначала, опираясь на результаты июньского опроса, Родин перечислил главные примеры эффективности нацпроектов, названные россиянами. Топ-10 выглядит так: это выросшее число онлайн-сервисов в сфере госуслуг, благоустройство городской среды, увеличение производства российской продукции, строительство современных школ, лучшее информирование о туристических местах, повышение цифровой грамотности граждан, разнообразие туристических предложений, увеличение доступности скоростного интернета, обновление общественного транспорта, увеличение численности студентов по IT-специальностям. Каждый вариант ответа набрал более 70% голосов среди почти 2 тыс. опрошенных.

И хоть это июньские данные и ВЦИОМ в ближайшее время подведет «более крупные итоги», но, как считает Родин, «уже сегодня можно сказать, что эти темы действительно станут тем послевкусием, которое останется у людей по результатам нескольких лет работы».

Тем не менее социологи, по его уточнению, сейчас собираются закинуть удочку, чтобы выяснить, какие новые нацпроекты, по мнению россиян, могли бы стать востребованными, какие старые проекты нужно продлить, а какие пора завершить.

Рассуждая о предстоящем обновлении нацпроектов, Кирилл Родин отметил, что, по его мнению, скорее всего можно говорить об их «некотором переформатировании», но с сохранением общего содержания. Видимо, иначе будут расставлены акценты, власти учтут достигнутые результаты и новые вызовы. Какие-то нацпроекты, по предположению Родина, могут перейти в разряд федеральных проектов, то есть не исключено понижение их статуса.

Другие версии предполагают объединение нескольких нацпроектов и, конечно, появление принципиально новых инициатив.

Тем более что в этом направлении власти уже двигаются, разрабатывая нацпроекты, посвященные беспилотникам, экономике данных. Кроме того, президент Владимир Путин ранее поручил правительству разработать нацпроект по развитию космической сферы.

254-4-3480.jpg
Глава Минздрава Михаил Мурашко пытается
улучшить все показатели, от которых зависят
жизнь и здоровье граждан.  Фото со страницы
Министерства здравоохранения РФ
в «ВКонтакте»
«Когда мы с вами увидим окончательную редакцию национальных целей, тогда уже станет более понятно, как именно будут отформатированы нацпроекты», – резюмировал Кирилл Родин.

Проблема, однако, в том, что сама по себе эффективность реализации нацпроектов до сих пор остается под вопросом, тем более что непротиворечиво ее оценить тоже оказалось непросто. И это следовало бы учесть при «переформатировании».

Например, в 2019 году Счетная палата запускала специальную информационную панель, посвященную мониторингу национальных целей развития, которые были обозначены президентом в 2018 году. Но эта панель просуществовала относительно недолго – с учетом того, что на фоне произошедших потом событий были пересмотрены и национальные цели, и национальные проекты, и сроки реализации (их сдвинули с 2024-го на 2030 год).

Ранее в этом году «НГ» задавала Счетной палате вопрос о том, ведется ли теперь аудиторами в режиме реального времени мониторинг достижения национальных целей. В пресс-службе ведомства тогда ответили, что Счетная палата на регулярной основе отслеживает ситуацию. Итоги мониторинга отражаются в различных материалах, формируемых после контрольных мероприятий, анализа исполнения бюджета и т.п. При этом аудиторами учитывается влияние внешних и внутренних условий на фактический уровень достижения целей, уточняли в ведомстве.

Также к оценке эффективности привлекались специалисты Аналитического центра при правительстве и социологи. Как, например, отчитывался президенту летом этого года премьер Михаил Мишустин, средний уровень достижения показателей по национальным проектам составил 98,95%. Он пояснил, что методика оценки построена по трем направлениям. «Это непосредственно все мероприятия, которые были на наших стратегических сессиях прописаны как способ достижения целей... Это финансы: насколько они эффективно и правильно были потрачены. Это обратная связь... Мы ее измеряем специальным способом», – перечислил тогда премьер.

Важным мерилом становятся соцопросы, но не только они. В основу переформатирования нацпроектов, или, как это называет исполнительный директор Института Столыпина Антон Свириденко, их «реинжиниринга», должны лечь общественные ожидания конкретных результатов. «Нужно широкое исследование общественных ожиданий, а также ожиданий предпринимательства», – считает он. Иначе возникает риск подмены целей и задач, когда власти будут отчитываться бумажными показателями, однако насущные проблемы так и останутся нерешенными.

Но помимо этого важно предусмотреть еще и конкретные, осязаемые показатели. «Этого будет бояться любое правительство в любой стране, но это важно, чтобы проекты были нацелены именно на то, для чего предназначены, иначе велика вероятность формального подхода», – сказал Свириденко.

Примечательно, что в топе главных примеров эффективности нацпроектов, который привел ВЦИОМ, не оказалось никаких достижений ни в сфере здравоохранения, ни в демографической политике. А ведь это, если ориентироваться на соцопросы, одни из самых проблемных направлений.

Например, как следовало из данных фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в июне этого года 41% из 1,5 тыс. опрошенных сообщили, что, по их оценкам, дела в отечественном здравоохранении сейчас обстоят плохо. Еще 41% уточнили, что дела удовлетворительные. И только 12% сказали, что дела обстоят хорошо. С одной стороны, оценки улучшились, потому что, например, осенью 2018-го о плохом состоянии здравоохранения сообщали 51% опрошенных, об удовлетворительном – 36%, а о хорошем – 7%. С другой стороны, до сих пор многие граждане как раз недовольны ситуацией в отечественном здравоохранении.

Или другой пример. По данным ФОМ, весной этого года 37% из 1,5 тыс. опрошенных назвали текущий уровень рождаемости в стране низким. Осенью 2020-го так думали 48% опрошенных. Однако, несмотря на улучшения, негативные оценки все равно оказались самыми распространенными. Потому что о высоком уровне рождаемости весной этого года сказали только 29% опрошенных, а о среднем – 24%. И хоть эти опросы не были напрямую увязаны с реализацией нацпроектов, они тоже косвенно свидетельствуют о результатах.

Точно так же противоречиво может выглядеть и статистика. Например, одна из национальных целей развития предполагает «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». И в ее рамках планировалось, что к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни в стране вырастет до 78 лет. Как сообщил в октябре глава Минздрава Михаил Мурашко, по оперативным данным, ожидаемая продолжительность жизни в России в 2023-м уже составляет 73,4 года. Это лучше, чем планировалось. «Прогнозный показатель был 73,2», – напомнил министр.

Но достаточно ли этого? Ведь другая задача – обеспечение устойчивого роста численности населения РФ – пока не решается, если судить по статистике. Росстат ранее отчитался, что население России за 2022 год сократилось более чем на 530 тыс. человек. 

«Многое сделано, но не все получилось так, как задумывалось. Связано это со значительным, зачастую трудно или в принципе непредсказуемым изменением внешних условий, – комментирует руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. – Речь идет как о пандемии COVID-19, так и о глубоком кризисе глобализационных процессов. Поэтому при формальном выполнении целей надо признать необходимость их сущностной ревизии, корректировки в соответствии со сложившейся ситуацией». 

В то же время, по мнению Цыганова, цели народосбережения и увеличения численности населения не просто будут сохраняться, их значимость продолжит расти, так что проекты в сфере медицины, демографии, образования, культуры, улучшения жилищных условий останутся ключевыми. «Не забудем и проблематику изменения климата и в целом устойчивого развития», – добавил он.

«На следующий отчетный период оптимально выделить наиболее приоритетные проекты, учитывая текущую ситуацию», – говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. По его мнению, это могут быть цифровая экономика, производительность труда, жилищная сфера. «Уже понятно, что новые нацпроекты становятся одними из приоритетных», – добавил эксперт, упомянув и беспилотники, и экономику данных.

Среди вариантов, какие еще новые нацпроекты могут понадобиться, доцент Финансового университета Петр Щербаченко упоминает такое отдельное направление, как «Финансовая культура». Как он пояснил, основной задачей такого проекта могло бы стать формирование ценностей, установок и поведенческих практик граждан, необходимых для принятия финансово грамотных решений. По его словам, это могло бы простимулировать инвестиционную активность населения и поспособствовало бы развитию в целом финансовой системы и экономики страны.

При этом, как уточнил Абелев, конечно, многие новые инициативы вполне могут стать и частью текущих проектов, будь то производство программного обеспечения и оборудования или экологическая повестка, включая снижение углеродного следа.

И самое главное: несмотря на всю критику и все претензии, лучше когда нацпроекты есть, чем когда их нет, резюмировал Свириденко. Ведь они обеспечивают сфокусированное, а не размытое финансирование.



Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
4771
Аргентинские студенты протестуют против шоковой терапии

Аргентинские студенты протестуют против шоковой терапии

Данила Моисеев

Жесткие реформы президента Хавьера Милея вызвали неоднозначную реакцию в стране

0
3468
Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1924
О тревожности и ее политическом потенциале

О тревожности и ее политическом потенциале

Соцопросы перестают быть полезным аналитическим инструментом

0
4238

Другие новости