0
3808
Газета Экономика Печатная версия

14.03.2024 20:45:00

Маркетплейсы станут информационно обязанными

В Госдуме и правительстве надеются заставить онлайн-площадки подтверждать безопасность продаваемых товаров

Тэги: госдума, законопроект, интернет товары, безопасность, сертификация, декларация


госдума, законопроект, интернет товары, безопасность, сертификация, декларация Глава Минэкономразвития Максим Решетников уделил особое внимание безопасности продаваемых в интернете товаров. Фото из Telegram-канала Росаккредитации

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), маркетплейсы и депутаты близки к консенсусу по поводу законодательных поправок, которые обяжут продавцов на интернет-площадках добавлять в карточки товаров ссылку на реестр деклараций и сертификатов, подтверждающих безопасность и качество. Пока такая система отчетности для онлайн-продавцов работает «на добровольных началах». По данным Росаккредитации, 85% товаров на маркетплейсах подлежат сертификации и декларированию, но достоверные разрешительные документы есть у 10% из них.

Растущие объемы онлайн-торговли, приток новых поставщиков делают все актуальнее проблему контроля безопасности и качества продаваемой маркетплейсами продукции.

Эта тема обсуждалась в четверг на заседании коллегии Росаккредитации, подведомственной Министерству экономического развития.

Как сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников, Росаккредитация – один из ключевых элементов в системе обеспечения безопасности и качества продукции на рынке. Через аккредитованные этой службой лаборатории и органы по сертификации проходят испытания более 80% всех товаров – российских и импортных, – поступающих на наш рынок. Речь идет примерно о 14 млн испытаний ежегодно.

И теперь контроль качества и безопасности товаров переведен службой в том числе в онлайн. Как рассказал министр, на сайтах ведущих маркетплейсов (речь идет о 29 компаниях) Росаккредитация запустила проверку безопасности товаров. В тех характеристиках товара, которые публикуются на сайте маркетплейса, продавец размещает еще и живую ссылку на реестр Росаккредитации, перейдя по которой можно убедиться, что у продаваемой продукции есть сертификат, гарантирующий ее безопасность. «Еще полтора года назад товаров с такими ссылками на сертификаты было около 1 млн, а сейчас уже более 19 млн», – сообщил Решетников. По его словам, важно и дальше тиражировать такую систему отчетности онлайн-продавцов.

Вопрос не праздный, ведь, по данным Росаккредитации, «85% товаров на маркетплейсах подлежат сертификации и декларированию, и лишь около 10% из них обладают достоверными декларациями и сертификатами соответствия». Главное отличие онлайн-розницы от обычной офлайн-торговли в том, что офлайн-магазины обязаны иметь такие документы и предоставлять их по запросу покупателей. Хотя даже и там порой бывают некоторые затруднения с доступностью для потребителей необходимых сведений, следовало из выступлений некоторых спикеров на заседании коллегии.

А в онлайн-рознице такая система отчетности продавцов перед покупателями в принципе пока не обязательна. Все зависит от желания продавца преподнести себя с лучшей стороны. Причем, как отмечали ранее в Росаккредитации, иногда бывают и такие случаи, когда недобросовестные продавцы указывают чужие сертификаты. То есть необходимо разбираться еще и с тем, какие именно сведения размещают для потребителей поставщики.

Поэтому несколько лет назад Росаккредитация инициативно вышла к маркетплейсам, предложив им предоставлять ссылки на свой реестр, чтобы у покупателей была возможность ознакомиться со статусом разрешительных документов на товары. «Когда продавец размещает товар для продажи на маркетплейсе, то он дает ссылку на нашу систему. Главное – чтобы у него был сертификат на этот товар, – пояснил, выступая в четверг на заседании коллегии, руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник. – Сейчас все это работает в качестве эксперимента, на добровольных началах».

Продукция, качество и безопасность которой гарантированы таким способом, получает специальную пометку «Товар проверен». Как рассказали «НГ» в Росаккредитации, данный инструмент позволяет маркетплейсам повысить лояльность клиентов, а покупателям предоставляет дополнительную опцию при выборе товара. Потребители в основном проверяют наличие действующих документов на одежду и обувь, товары для дома, электронику, перечислили в ведомстве. Чтобы подстегнуть к этому инструменту интерес онлайн-продавцов, был также запущен специальный конкурс – рейтинг доверия к онлайн-площадкам.

Но, как можно было судить по выступлениям спикеров, все это не отменяет необходимости законодательного урегулирования данного вопроса. Скрыпник напомнил о проекте поправок в закон «О защите прав потребителей», который предлагал именно обязать продавцов на маркетплейсах добавлять в карточки товаров ссылку на реестр деклараций и сертификатов соответствия Росаккредитации, а сами торговые площадки – предоставлять для этого продавцам техническую возможность.

Необходимость такого законопроекта, его основные положения обсуждались весь прошлый год, но по факту эта инициатива забуксовала. Однако теперь, как сообщил Скрыпник, участники обсуждения близки к консенсусу. Поправки буксовали из-за ряда спорных моментов – например, один из них касался того, как быть с онлайн-площадками, на которых реализуются товары, уже бывшие в употреблении.

Инициатором обсуждения таких законодательных изменений была депутат Татьяна Буцкая. Выступая на заседании коллегии в четверг, она рассказала о надеждах на то, что такой законопроект удастся принять. «Мы защищаем покупателя, который в интернете видит только картинку и может столкнуться как минимум с подделкой и потерять деньги, а в худшем случае – купить опасный для жизни и здоровья товар. Особенно это важно в случае с детскими товарами», – пояснила затем депутат.

Опрошенные «НГ» представители ретейлеров рассказали и о других важных нюансах. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев отметил, что в крупных розничных сетях, использующих омниканальную модель бизнеса (модель, связывающую в единую систему различные каналы коммуникации с клиентом), «контроль качества товаров, продаваемых онлайн, ничем не отличается от проверок офлайн-ассортимента».

«Все товары проходят тщательную многоступенчатую проверку качества на этапах включения в ассортимент и до момента передачи товара в руки конечному потребителю. Проверка включает в себя контроль необходимых документов и сертификатов качества, визуальную оценку характеристик товара экспертами сетей, лабораторные исследования, проверку отдельных категорий через государственные системы цифровой маркировки и другие механизмы контроля», – перечислил Караваев.

А вот рынок посреднических услуг, к которым относятся маркетплейсы, «значимо отличается от продажи товаров в розничных сетях». «Маркетплейсам из-за множества продавцов сложнее контролировать безопасность и качество товаров на своих площадках, при этом покупатели товаров должны быть защищены не хуже, чем в классической торговле», – пояснил Караваев.

По его мнению, целесообразно закрепить инструменты стимулирования такого контроля на законодательном уровне. При этом требования должны быть сопоставимы с теми, которые предъявляют положения закона «О защите прав потребителей» к традиционному ретейлу, считает Караваев.

Представители маркетплейсов, в свою очередь, перечислили меры, которые они уже предпринимают для контроля безопасности и качества продукции. Например, выступая на заседании коллегии в четверг, управляющий директор компании Ozon Сергей Беляков в качестве приоритета упомянул борьбу с контрафактом. «Мы используем комплекс мер по борьбе с подделками и некачественной продукцией: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, нейросетей, проверяем маркировку «Честный знак» и общаемся с правообладателями через «Кабинет бренда», к которому подключены уже тысячи предпринимателей. Сотрудничество с Росаккредитацией – один из важнейших шагов в этой работе, – пояснил он. – Благодаря партнерству мы можем подтвердить безопасность миллионов товаров, представленных на нашей витрине, в том числе социально значимых».

Как сообщили «НГ» в пресс-службе компании Wildberries, «принимая оферту, продавцы маркетплейса подтверждают, что их товары соответствуют всем нормам законодательства РФ и правилам площадки». В компании уточнили, что для контроля качества и безопасности продукции маркетплейс использует дополнительные инструменты, в том числе участвует в эксперименте Росаккредитации.

«Более 11 млн товаров уже прошли верификацию ведомства – сертификаты или декларации соответствия загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Топ-5 категорий, продавцы которых наиболее активно загружают сведения о сертификатах, – это «Одежда», «Дом», «Мебель», «Смартфоны и аксессуары», «Красота», – перечислили в пресс-службе. 


Читайте также


Минфин пока сохраняет фискальную интригу

Минфин пока сохраняет фискальную интригу

Ольга Соловьева

Зарплаты выше 200 тысяч рублей могут попасть под повышение налогов

0
1082
Депутатов предлагают изгонять из Госдумы за непослушание фракциям

Депутатов предлагают изгонять из Госдумы за непослушание фракциям

Иван Родин

Автор законопроекта коммунистка Прусакова сама под императивный мандат не подпадает

0
1203
Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
1842
Граждане противостоят росту цен, отправляясь в онлайн

Граждане противостоят росту цен, отправляясь в онлайн

Анастасия Башкатова

Инфляция тоже становится фактором цифровой трансформации розницы

0
1988

Другие новости