0
3042
Газета Экономика Печатная версия

12.11.2024 16:33:00

«Чукотка» прошла «крещение»

Развитие атомного ледокольного флота позволяет наращивать грузоперевозки по Северному морскому пути

Тэги: смп, севморпуть, транспорт, ледокол, чукотка, росатом, атомный ледокол


смп, севморпуть, транспорт, ледокол, чукотка, росатом, атомный ледокол Атомный ледокол «Чукотка» спущен на воду. Фото пресс-службы Балтийского завода ОСК

Россия продолжает активно обновлять свой атомный ледокольный флот. На прошлой неделе был спущен на воду универсальный ледокол «Чукотка» – четвертый в серии проекта 22220. Его строительство планируется завершить через два года. А уже в следующем месяце ожидается передача заказчику, госкорпорации «Росатом», его старшего напарника по тому же проекту – «Якутии». Сейчас в Арктике работают семь атомных ледоколов, в том числе три новейших. Старые суда, построенные в советское время, будут поэтапно заменены: кроме «Чукотки» и «Якутии», строятся еще два атомных ледокола, еще один будет заложен в следующем году. Масштабная программа будет способствовать дальнейшей активизации использования Северного морского пути (СМП), развитием которого занимается Росатом.

Строительство «Чукотки» ведется на верфи «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге. Ледокол был заложен в 2020 году, сейчас на нем смонтированы реакторы РИТМ-200 и почти все основное оборудование. Это четвертый серийный атомоход проекта 22220 – эти ледоколы являются самыми большими и самыми мощными в мире. Суда длиной 174 м могут пробивать лед толщиной 3 м и развивать скорость по чистой воде в 22 узла. Каждый ледокол оснащен двумя реакторными установками тепловой мощностью 175 МВт каждая. Особенность судов этого проекта – двухосадочность: ледокол меняет осадку, чтобы заходить в устья рек и на мелководье. Расчетный срок службы – 40 лет.

Эти атомоходы должны заменить старые ледоколы, которые будут поэтапно выводиться из эксплуатации – «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Сейчас вместе с ними на Северном морском пути уже работают три судна проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», в декабре ожидается сдача четвертого – «Якутии», оно готово более чем на 95%. Таким образом, атомный ледокольный флот России сейчас насчитывает семь судов и уже вскоре будет восемь.

«Чукотку» достроят в конце 2026 года, в январе этого года был заложен еще один ледокол проекта 22220 «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград». Кроме того, на заводе «Звезда» в Приморском крае продолжается строительство ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер» – это еще более крупное и мощное судно, способное преодолевать лед толщиной более 4 м, длиной более 200 м и двумя реакторными установками «РИТМ-400» мощностью 315 МВт каждая. Достроят его к концу 2027 года.

На прошлой неделе «Чукотку» торжественно спустили на воду. В церемонии по видеосвязи участвовал президент России Владимир Путин. «Создание таких мощных, современных судов – еще одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так – на базе собственных технологий и прорывных научных решений – должна развиваться вся отечественная экономика», – подчеркнул глава государства.

Главная задача ледоколов – проводить караваны судов через труднодоступные районы Арктики, в том числе к портам стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «От укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути. Здесь у нас, как известно, амбициозные цели. Работы впереди много», – отметил Владимир Путин. Он поручил провести специальное совещание и проработать вопросы, касающиеся перспективного развития СМП, в частности, формирования более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов.

В позапрошлом году по Северному морскому пути было перевезено 34 млн т грузов, в 2023-м – 36, в этом году будет около 38, а в 2030-м – более 100 млн т, рассказал президент. «Это большие планы, их реализация внесет существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, сделает Северный морской путь очень привлекательным и для российских перевозчиков, и для наших партнеров за рубежом, – сказал глава государства. – Уверен, что Северный морской путь будет только набирать из года в год, и не только в связи с изменением климата, но и в связи с увеличением возможностей российского ледокольного флота».

С 2013 года грузопоток по Северному морскому пути вырос практически в десять раз, сообщил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. «Эта динамика сохраняется, и в этом году мы идем также с рекордными показателями», – отметил он. Глава Росатома обратил особое внимание на рост транзита. По его словам, есть практический возрастающий интерес к этому маршруту со стороны дружественных стран, в том числе Китая и Индии. «Уже более 3 млн т транзитных грузов перевезено за счет перенаправления грузов с западных маршрутов на восточные – 40% рост к прошлому году, – рассказал он. – Выгода очевидна. Контейнер, направленный из Шанхая по СМП, доходит до Москвы на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал».

«Наша стратегическая задача сегодняшнего дня – выйти как можно скорее на круглосуточную навигацию по СМП. Главный элемент здесь – ледоколы, их ждем не только мы, их ждут во всем мире», – подчеркнул Алексей Лихачев.

Развитие ледокольного флота нужно не только в экономических, но и в научных целях, добавила руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, которой доверили стать «крестной матерью» «Чукотки» – разбить бутылку шампанского о форштевень судна при его спуске на воду. «Это кардинально меняет доступ ученых в Арктику, – отметила она. – Сейчас на одном из таких атомных ледоколов ученые «Сириуса» вернулись из 45-дневного похода. Это была научная экспедиция, они исследовали мерзлоту, как она влияет на уровень углерода, привезли огромное количество грунта, проб воды и будут их исследовать. Мы надеемся, что следующая научная экспедиция может состояться на ледоколе «Чукотка» или на корабле, который он будет сопровождать. Очень хотелось бы, чтобы научно-исследовательская функция ледоколов развивалась и дальше».


Читайте также


США обеспокоены строительством АЭС в Узбекистане

США обеспокоены строительством АЭС в Узбекистане

Виктория Панфилова

Центральную Азию запугивают геополитическими рисками сотрудничества с РФ

0
2154
Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 02.12.24.

0
7107
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
13420
Росатом наращивает ядерный рециклинг

Росатом наращивает ядерный рециклинг

Глеб Тукалин

Завершено строительство нового комплекса по переработке топлива для АЭС

0
2840

Другие новости