Онлайн-магазины перетягивают на себя спрос покупателей.
Иллюстрация Vecteezy
В России продолжается бурный рост онлайн-торговли. Доля продаж через интернет в общем обороте розницы превысила 15%, за год она увеличилась на треть. И в течение ближайшей пятилетки она, по прогнозу Минпромторга, еще удвоится. Представители отрасли хвалятся активным развитием региональной инфраструктуры, новыми форматами оплаты, цифровой трансформацией. Но успехи онлайн-сегмента обусловлены не только этим. На фоне чрезмерного удорожания ряда товаров российские потребители отправились в виртуальные магазины в поисках более выгодного соотношения цены и качества.
Всего за несколько не самых простых с экономической точки зрения лет – с 2022 по 2024 год – оборот розничной торговли продавцов (селлеров) на крупных маркетплейсах в России вырос в три раза, составив почти 5 трлн руб. Совокупная прибыль организаций-маркетплейсов в 2024 году увеличилась более чем в четыре раза по сравнению с 2022-м, превысив 2,7 трлн руб. За тот же период в стране стало примерно в пять раз больше пунктов выдачи заказов – почти 230 тыс. Такую статистику по крупным маркетплейсам обнародовал Росстат.
Если брать данные по всему сектору онлайн-торговли, то, как сообщает Федеральная антимонопольная служба, объем российского рынка электронной коммерции в 2024-м достиг 9 трлн руб., прибавив по сравнению с 2023-м 41%.
Доля продаж через интернет в общем обороте розницы в прошлом году превысила, по данным Росстата, 15%, тогда как в 2023-м она была около 11%. Ожидания у правительства позитивные. По экспертным оценкам замглавы Минпромторга Романа Чекушова, за ближайшие 5–6 лет доля маркетплейсов в торговле может вырасти до 30–35%.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов привел «НГ» три объяснения успехов онлайн-сегмента. Во-первых, происходит «колоссальная инфраструктуризация регионов»: именно они обеспечивают сейчас основной объем рынка интернет-торговли.
Маркетплейсы активно строят и открывают в регионах распределительные центры, крупные склады. Региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре, традиционная торговля запускает свою доставку. «Появились хабы, позволяющие работать через онлайн-платформы, – продолжил Соколов. – Электронная коммерция охватывает все больше малых городов и населенных пунктов, делая доступными для их жителей миллионы товаров».
Во-вторых, развивается финтех. «Финтех позволил активно применять сервисы рассрочек, кто-то развивает их в партнерстве с банками, кто-то самостоятельно, – пояснили в АКИТ. – Возможность покупателей разделить оплату на части повышает средний чек и стимулирует покупки».
В-третьих, в отрасли не просто продолжается цифровая трансформация, а компании теперь внедряют в практику технологии искусственного интеллекта, который позволяет делать качественное предложение клиенту на основе его предпочтений.
Однако есть и другие факторы, объясняющие, почему покупатели охотно отправляются сейчас в виртуальные магазины. Сначала привычку к удаленным покупкам привила пандемия. Но когда ковидная угроза ушла из повестки, онлайн-активность покупателей не затихла – наоборот, в 2022–2024 годах она получила новые стимулы.
«После геополитических изменений 2022 года маркетплейсы превратились в ключевые каналы дистрибуции, заполнив нишу ушедших международных ретейлеров», – пояснил аналитик компании «Финам» Магомед Магомедов.
Параллельно с этим инфляционный шок 2022–2024 годов подтолкнул покупателей к поиску более выгодных предложений, добавил эксперт. Повышенное инфляционное давление вынуждает потребителей искать все более дешевые аналоги привычных товаров. И в онлайне маркетплейсы и агрегаторы крупных ретейлеров с их широким ценовым ассортиментом получили конкурентное преимущество.
Кроме того, как пояснил эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк, инфляционные скачки увеличивают на рынке разброс цен, так как продавцы с разным временным лагом начинают переоценивать товары. Это тоже усиливает миграцию спроса именно в онлайн-сегмент.
Есть еще одно обстоятельство. Магомедов напомнил, что для многих представителей малого и среднего бизнеса опережающий инфляционный рост издержек сделал содержание собственных магазинов в офлайне экономически нецелесообразным. Маркетплейсы оперативно этим воспользовались, предложив предпринимателям свою готовую инфраструктуру – с определенными порогами входа. Насколько выгодными порогами – вопрос, как можно судить по экспертным оценкам, спорный.
Точно такая же возможность пользоваться новыми и стабильными каналами сбыта появилась не только у малых предприятий. «Крупные производители тоже получили аналогичные инструменты, что позволяет им охватить более широкую аудиторию», – обратил внимание аналитик компании «Цифра брокер» Иван Ефанов.
Примечательно, что в контексте инфляции, которая хоть сейчас и замедляется, но все равно остается повышенной, о маркетплейсах высказываются также чиновники Минэкономразвития. «Мы рассматриваем платформы в качестве очень мощного антиинфляционного механизма в экономике, который кратно повышает конкуренцию в предложении товаров и является очень мощным инструментом развития торговых отношений с нашими дружественными странами и торговыми партнерами», – сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников.