0
317
Газета Экономика Печатная версия

29.06.2025 20:34:00

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

Тэги: климатическая повестка, зеленое надувательство, трамп, кардинальные изменения, парижские соглашения, провал, климатическая повестка рф, модернизация


климатическая повестка, зеленое надувательство, трамп, кардинальные изменения, парижские соглашения, провал, климатическая повестка рф, модернизация Фото сайта freepik.com

За последний год в климатической повестке разных стран произошли кардинальные изменения, которые пока не учтены в российской климатической политике. Крупнейшие западные банки и инвесторы уже отказались от навязанных им климатических критериев. Условия Парижского соглашения признаны невыполнимыми из-за глобального увеличения эмиссии парниковых газов. Развивающиеся страны открыто выступили против антиуглеродных требований богатых европейских стран. Администрация Дональда Трампа назвала климатическую повестку «зеленым надувательством». В связи с этими принципиальными изменениями российский крупный бизнес и ученые-экономисты предложили модернизировать климатическую политику российского государства. Новый взгляд на углеродные инициативы представлен в «Первом ежегодном Национальном докладе о климатической повестке в России».

Новое видение будущей климатической политики в РФ было представлено в конце прошлой недели авторами из центра «Климатической политики и экономики России» ИНП РАН и Фонда Андрея Мельниченко. Сам предприниматель Андрей Мельниченко, напомним, также является председателем комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по климатической политике и углеродному регулированию. В обсуждении доклада приняли участие также представители Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ и члены РСПП.

Авторы национального доклада предлагают дать объективную и научно обоснованную оценку состояния национальной климатической политики и предложить пути ее модернизации. Глобальная климатическая повестка претерпевает значительные изменения: кризис Парижского соглашения, нарастающие противоречия между развивающимися и развитыми странами, а также усиливающийся отказ западных стран и западных институтов от зеленых инвестиций. Все это формирует запрос на новые, более справедливые подходы к сокращению глобальной нетто-эмиссии, полагают эксперты.

Напомним, Парижское соглашение было принято в 2015 году для того, чтобы не допустить повышения глобальной температуры на 1,5 градуса Цельсия и выше.

Сейчас же становится все более очевидным, что Парижское соглашение – ключевой элемент архитектуры международной климатической политики – находится в кризисе, приходят к выводу авторы доклада. «Во-первых, принятых мер политики недостаточно для стабилизации температуры и предотвращения последствий изменения климата. Глобальное подведение итогов, которое проходило в 2023 году в рамках COP28, показало, что тех обязательств, которые страны взяли на себя в рамках Парижского соглашения, недостаточно для ограничения потепления до 1,50 C к 2030 году», – пишут эксперты.

Процесс осознания провала Парижского соглашения наблюдается и на Западе. «НГ» ранее неоднократно писала об этом (см. «НГ» от 13.11.23). Недостижимость климатических целей Парижского соглашения уже признали главные лоббисты зеленой повестки Всемирного экономического форума (WEF). Выбросы парниковых газов не сокращаются, а увеличиваются. При этом средний рост температуры в регионах давно превысил названный климатическим соглашением порог в 1,5 градуса. Остановить потепление и рост парниковой эмиссии будет невозможно даже в случае более жесткого торможения глобальной экономики, чем во времена пандемии, указывают эксперты (см. «НГ» от 18.08.24).

Отчет британского Института энергетики также показывал бессмысленность усилий западных стран по сокращению энергопотребления и ограничению сжигания ископаемого топлива. За последнее десятилетие Европа сократила душевое потребление энергии примерно на 1%. Тогда как Индия и Китай увеличили его на 3%, причем в значительной части за счет большего сжигания угля и другого ископаемого топлива. В результате общая парниковая эмиссия достигла исторического максимума. А потребление энергии Китаем на человека впервые сравнялось с европейским уровнем (см. «НГ» от 20.06.24).

Кроме недостижимости глобальной цели снижения углеродной эмиссии наблюдатели признают сегодня и технологическую несостоятельность низкоуглеродного будущего, или так называемой водородной энергетики. В подавляющем большинстве современных проектов водородной энергетики нет ни одного клиента, который бы купил это новое топливо, указывали западные СМИ.

117-4-2-650.jpg
Динамика нетто-выбросов парниковых газов в России,
млн тСО2-экв.   Источник: ИНП РАН
Как пишут в ИНП РАН, помимо провала ПС международная климатическая повестка сегодня сталкивается со значительным недостатком финансирования. «Разрыв между необходимым и предоставляемым климатическим финансированием составляет не менее 5 трлн долл. ежегодно. Острая нехватка климатического финансирования подрывает способность развивающихся стран выполнить свой вклад в Парижское соглашение и приводит к росту напряженности между развитыми и развивающимися странами», – сообщают ученые и эксперты. Кроме того, усилия по борьбе с изменением климата все чаще становятся предлогом для введения торговых ограничений и протекционистских мер.

Напомним, настоящим скандалом завершилась прошлогодняя конференция участников Парижского соглашения по борьбе с климатическими изменениями (COP29), где было принято решение о том, что промышленно развитые страны будут ежегодно выделять по 300 млрд долл. на климатические цели до 2035 года для поддержки развивающихся государств (до этого сумма составляла 100 млрд долл. ежегодно). Донорами должны выступать, как сформулировано в коммюнике, «богатые промышленно развитые страны». Такая сумма совершенно не устроила развивающиеся страны, которые надеялись на дотации в размере 1,3 трлн долл. ежегодно. Тогда же обозначилась линия противостояния между государствами «Группы семи» и так называемым глобальным Югом, позицию которого в Баку озвучивала Индия. Представители развивающихся стран назвали сделку «оскорблением» (см. «НГ» от 09.12.24).

Сам западный мир, который еще совсем недавно был в авангарде перехода на зеленые технологии, теперь все быстрее от них отказывается.

Президент США Дональд Трамп сразу после вступления в должность подписал указ о выходе страны из Парижского соглашения. «Нет никакого климатического кризиса, и мы не находимся в процессе энергетического перехода к новым источникам энергии. Жизнь людей на Земле просто невозможна без углекислого газа. Поэтому глупо заявлять, что атмосфера загрязнена углекислым газом», – заявляли в Минэнерго США. Сам Трамп называл зеленую энергетику «гигантской аферой».

Тогда же различные американские делегации начали отказываться от своего участия во встречах международных групп по изменению климата (см. «НГ» от 23.02.25). А крупнейшие инвесткомпании начали отказываться от членства в отраслевой климатической группе Net Zero Asset Managers (NZAM). Эта группа декларировала цель выхода на нулевые выбросы парниковых газов к 2050 году или даже раньше (см. «НГ» от 12.01.25). Смена отношения к климатической повестке наблюдалась даже на уровне судебных решений. Так, городской суд Нью-Йорка в ответ на иск нефтяной компании из Техаса признал, что эксплуатация ветряков Green Mountain Energy (ветряные турбины Мицубиси) в течение 10 лет покрывает только 46% углеродного выброса, созданного при производстве этого конкретного ветряка. Так называемый углеродный след ветряков увеличивается за счет использования смазок на основе углеводородов, а также работы дизельных генераторов для сварки или разборки конструкции ветряка. Ранее судебный иск, поданный Советом по обеспечению энергоэффективности Техаса в отношении компании Илона Маска, доказал, что ее солнечные панели в течение 10 лет покрывают лишь 24% углеродного следа, который образуется при их производстве (см. «НГ» от 13.01.25).

В настоящий момент недостижимость климатических целей все больше приводит к тому, что теперь государства все больше говорят о необходимости сосредоточиться на «адаптации экономики к новым климатическим условиям».

Совершенно иная картина на фоне глобального кризиса ПС наблюдается в РФ. К примеру, признание несостоятельности Парижского соглашения состоялось осенью 2023 года одновременно с утверждением в России новой версии Климатической доктрины, которая продолжает опираться на ПС как на работающий и эффективный документ. Российские ученые и предприниматели в своем новом докладе, наоборот, призывают использовать кризис ПС в качестве «окна возможностей» для пересмотра неэффективных подходов к международной климатической политике и продвижения таких решений, которые позволят увеличить эффективность нынешних соглашений по климату, не нарушая их общей структуры и принципов.

Они считают, что Россия должна занять проактивную позицию в международных переговорах по климату, поддерживать формирование более эффективных и справедливых механизмов климатической политики и продвигать собственные долгосрочные стратегические интересы. «Для этого требуется обеспечить консолидацию усилий с партнерами из стран БРИКС, ЕАЭС, а также с государствами глобального Юга и другими заинтересованными сторонами, в двусторонних форматах и на других значимых международных площадках», – предлагают авторы доклада.

К примеру, на страны БРИКС приходится около 38% мировых нетто-выбросов парниковых газов. Это примерно пятая часть мировых обязательств по сокращению выбросов, а также треть глобального потенциала климатических проектов. «Потенциал сотрудничества в сфере борьбы с изменением климата для стран БРИКС очень значителен, включая возможности по сближению подходов по ключевым вопросам международной повестки, а также развитию торговли углеродными единицами в рамках объединения», – отмечается в докладе. Перспективным направлением развития сотрудничества ученые считают создание единого добровольного углеродного рынка БРИКС. «Объединив потенциалы и наладив межстрановую торговлю сокращениями выбросов, страны БРИКС смогут выполнить климатические обязательства наиболее эффективным и дешевым путем, без замедления темпов экономического роста. Для этого требуется развитие общей инфраструктуры, в том числе единые методологии, стандарты и принципы реализации климатических проектов, общие органы валидации, учета и передачи таких проектов, и органы по аккредитации соответствующих специалистов», – заявляют в ИНП РАН и РСПП.

Отдельные элементы этой инфраструктуры уже есть в странах БРИКС, поэтому целесообразно объединить усилия для координации наработок и лучших практик, продолжают эксперты. Ключевым элементом общего углеродного рынка стран БРИКС, по их мнению, может стать единый реестр углеродных единиц, что позволит признавать реализованные в одной стране климатические проекты на территории всего блока и свободно обращать результаты таких проектов внутри пространства БРИКС.

Они также призывают РФ продвигать идею углеродных бюджетов, то есть накопленных нетто-выбросов парниковых газов в расчете на душу населения. «При таком подходе развивающимся странам, у которых выбросы на душу населения очень низкие, не потребуется ограничивать потребление топлива и соответственно экономический рост. Напротив, развитые страны, которые внесли наибольший исторический вклад в накопленные глобальные выбросы ПГ, будут инвестировать в покупку углеродных единиц у развивающихся стран», – поясняют в ИНП РАН.

Сама же Россия могла бы позиционировать себя в качестве глобального «углеродного офшора», где российские и иностранные компании смогут производить углеродоемкую продукцию для мирового рынка, в том числе используя потенциал российского рынка климатических проектов для компенсации углеродного следа, рассуждал на обсуждении доклада ответственный секретарь комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Иван Жидких. «Такой подход позволит привлечь инвестиции, создать новые рабочие места и укрепить позиции России в условиях ужесточающейся глобальной конкуренции», – уверен он.

Эксперты видят большой потенциал РФ в создании рынка углеродных единиц. Потенциал эффективных и недорогих климатических проектов они оценивают в 800–900 млн т СО2-экв. в год. А в случае масштабного задействования потенциала природных экосистем (бореальные леса, луга, тундра, прибрежные зоны) этот показатель может достигать 2–3 млрд т СО2-экв., что значительно превышает все российские эмиссии парниковых газов, говорят ученые. Такие углеродные единицы должны стать инструментом для активного и эффективного использования как внутри страны (для выполнения обязательств хозяйствующими субъектами), так и на экспорт в те страны, для которых покупка углеродных единиц будет более экономически эффективной опцией по сравнению с затратами на самостоятельное сокращение эмиссий, рассуждают ученые. 


Читайте также


Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Владимир Скосырев

КНДР сохранит свой ядерный потенциал

0
403
Президент США предлагает Ирану переговоры

Президент США предлагает Ирану переговоры

Геннадий Петров

Возобновление боевых действий по-прежнему возможно в любой момент

0
383
Эффект визового перевоспитания

Эффект визового перевоспитания

Ирина Акимушкина

Аннулирование разрешения на въезд в США становится основным внешнеполитическим оружием Вашингтона в Латинской Америке

0
284
Куда заведут мир тарифы Трампа

Куда заведут мир тарифы Трампа

Алексей Портанский

Окружение президента США пытается переустроить глобальную экономику

0
471

Другие новости