Потери россиян от телефонных мошенников превышают 300 миллиардов рублей в год. Фото РИА Новости
Телефонное мошенничество и другие киберпреступления создают нарастающие угрозы во многих странах, затрагивая отдельных пользователей, бизнес, государственные структуры и даже целые страны. Больших успехов в борьбе с новыми видами технологических преступлений в мире пока не наблюдается. Поэтому эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) советуют странам начать коллективные действия против кибермошенничества.
Различные виды мошенничества в виртуальной среде становятся одной из самых злободневных и дорогостоящих угроз в мире, утверждают эксперты Всемирного экономического форума. Глобальные убытки от различных киберпреступлений, по их оценкам, составили 1 трлн долл. по итогам 2024 года.
«Эти потери отражают тревожную эволюцию мошенничества с использованием виртуальной среды. В то же время мошенники быстро адаптируются к защитным мерам и часто действуют за пределами национальных границ, используя различия в правовых системах, уровнях кибернетической зрелости государств и нормативно-правовой базы», – отмечается в новом докладе ВЭФ.
Сегодня именно мошенничество становится вторым по значимости кибернетическим риском в мире, а самым распространенным видом такого преступления – фишинг (когда вымогатели пытаются выудить у жертвы личную или секретную информацию. – «НГ»). Согласно отчету Агентства Евросоюза по кибербезопасности, на фишинг приходится примерно 60% всех вредоносных случаев. И рост подобных атак не замедляется: во второй половине 2024 года количество атак с целью кражи учетных данных увеличилось в семь раз, в то время как общее количество фишинговых угроз за тот же период удвоилось.
При этом использование искусственного интеллекта (ИИ) заметно облегчает задачу преступникам. Так, по ссылкам в электронных письмах, сгенерированным с помощью больших языковых моделей (large language model, LLM. – «НГ»), пользователи переходят в половине случаев. И это в разы больше средних показателей по всем фишинговым электронным письмам.
Активно распространяется и практика вредоносной регистрации доменов (киберсквоттинг), когда мошенники регистрируют доменные имена, схожие с существующими, в том числе для сбора персональных данных пользователей или для распространения вредоносных программ. Это становится масштабной проблемой. «В 2024 году киберпреступники использовали в кибератаках более 8,6 млн уникальных доменных имен, что на 81% больше, чем в предыдущем году», – замечают в ВЭФ.
Международные эксперты выступают сегодня за системный подход, который, по их мнению, будет «максимизировать эффективность мер» против интернет-мошенников. Они предлагают использовать три взаимодополняющих принципа системной защиты: профилактика, защита и смягчение последствий.
Первый этап представляет собой предотвращение хищений в интернете через внедрение защитных мер на базовых уровнях в Сети, чтобы уменьшить способность злоумышленников приобретать, создавать или эксплуатировать цифровую инфраструктуру в злонамеренных целях. ВЭФ предлагает ужесточить надзор при регистрации доменов, чтобы «выявлять и предотвращать злоупотребления задолго до того, как будет нанесен ущерб».
Второй пункт плана экспертов направлен на то, чтобы правительства государств ускорили внедрение специальных координационных центров, которые будут обеспечивать безопасность пользователей в интернете и повышать уровень цифровой безопасности.
Третий пункт включает смягчение последствий от киберпреступлений через быстрое коллективное реагирование. «Когда меры по предотвращению и защите оказываются неэффективными и происходит злоупотребление цифровой инфраструктурой, решающее значение приобретают быстрое обнаружение и скоординированное реагирование. Эффективная защита требует координации между сотнями организаций, занимающихся сбором информации об угрозах, и еще сотнями организаций, способных действовать – от поставщиков систем безопасности и финансовых учреждений до регистраторов доменов и хостинг-провайдеров. И ни одна организация в отдельности не может поддерживать такую работу с требуемой скоростью и масштабом, что создает проблему координации», – поясняют в ВЭФ. В свою очередь, межотраслевое сотрудничество позволяет поставщикам технологий и систем кибербезопасности обмениваться сигналами об угрозах в режиме реального времени, полагают эксперты. Они призывают к «масштабированию и модернизации системы обмена сигналами и реагирования на злоупотребления» в сфере киберпреступлений. Для этого, по мысли специалистов ВЭФ, необходимо установить общие стандарты сообщений о киберпреступлениях и обмена оперативной информацией между секторами и юрисдикциями.
Проблема интернет- и телефонного мошенничества актуальна и для России. И пока сложно говорить о том, что борьба правительства с телефонными и кибермошенниками приносит результаты. Так, в конце ноября зампред правления Сбера Станислав Кузнецов сообщал, что потери россиян от телефонных мошенников за 2025 год вырастут на 15–20% по сравнению с 2024 годом. В прошлом году, по данным банка, телефонные мошенники украли у россиян 300 млрд руб. Следовательно, в этом году потери составят от 345 млрд до 360 млрд руб. «Наша статистика говорит о том, что не менее 300 млрд руб. у россиян было потеряно по итогам 2024 года. Мы очень надеялись на то, что этот тренд пройдет, и будем эту статистику ломать. Тем не менее мы прогнозируем к концу года рост на 15–20% по потерям россиян по направлению телефонного мошенничества», – отметил Кузнецов (см. «НГ» от 23.11.25).
При этом ранее он обращал внимание на общее снижение количества мошеннических звонков. Если в 2024 году россияне получали в среднем от 8 до 10 млн таких звонков в день, с пиковыми значениями до 20 млн, то в текущем году объем снизился до 5−6 млн звонков в сутки. По словам Кузнецова, в год каждый сотый взрослый россиянин становится жертвой кибермошенников и переводит или отдает им денежные средства.
Признают неудачи в борьбе с мошенниками и в Центробанке. Рост жалоб на необоснованную блокировку счетов говорит о том, что где-то «перегнули палку», борясь с мошенничеством, заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина. «Жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется… Первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена», – сказала она. В конце сентября в пресс-службе Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) сообщали, что с начала года служба получила 840 обращений от граждан и юрлиц по вопросам блокировки банковских счетов.
Согласно данным ЦБ, за девять месяцев 2025 года количество жалоб в отношении кредитных организаций составило 170,5 тыс., что на 21% больше аналогичного показателя 2024 года. Основной рост пришелся как раз на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству.
У части чиновников были и другие отчеты об успехах. Решение Роскомнадзора ограничить голосовые вызовы в Telegram и WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской) полностью себя оправдало, количество мошеннических действий с использованием этих платформ снизилось в разы, заявлял председатель комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский. В свою очередь, ВЦИОМ ранее сообщал, что 39% «наших граждан» не поддерживают ограничения доступа к некоторым зарубежным ресурсам: социальным сетям, мессенджерам и цифровым платформам. Поддерживают ограничения к зарубежным сервисам и ресурсам некоторых западных платформ 24% россиян.
Были и другие меры борьбы. Так, в июле этого года была введена уголовная ответственность для дропперов (лица, которые за вознаграждение передают мошенникам данные своих банковских карт, электронных кошельков и банковских счетов, которые в дальнейшем используются в преступных схемах. – «НГ») и курьеров-дропов, которые в офлайне забирают наличные деньги и ценные вещи у жертвы преступления. Максимальное наказание за это составляет шесть лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб.
Российские власти при этом обещают до конца года внести в Госдуму так называемый второй пакет мер по защите граждан от телефонного и интернет-мошенничества. Об этом, в частности, в конце ноября сообщал вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко. По словам чиновника, в этот пакет войдет около 20 мер, включая запрет на международные звонки без согласия человека, и обязательная маркировка таких вызовов, а также введение детских СИМ-карт.
Среди других предложений пакета мер «Антифрод 2.0» – нормы, которые помогут улучшить ситуацию по противодействию. Например, при проверке операций все банки будут обязаны использовать информацию из государственной информационной системы (ГИС) «Антифрод» и в случае «пропуска» мошеннической операции возмещать деньги клиенту. Считается, что это даст импульс банкам со слабыми системами антифрода лучше защищать клиентов. Другие поддерживаемые банком меры: создание базы идентификационных номеров мобильного оборудования (IMEI), которая позволит блокировать мошеннические телефоны по требованию МВД России, а также маркировка звонков, борьба со спамом, фишингом и прочее.
По мнению руководителя группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергея Полунина, у РФ пока скромные успехи в борьбе с кибермошенничеством. «Если не брать крупные инциденты вроде взлома «Аэрофлота» и нескольких сетей аптек, практически все индустрии демонстрируют устойчивый рост количества инцидентов. Бизнес несет миллиардные потери, а рост кибератак заметен по отчетам всех аналитиков. И это только открытые данные», - замечает он.
Что касается рекомендаций ВЭФ, то, по мнению Полунина, у экспертов есть некое представление о том, как технические меры могут помочь в борьбе с кибермошенничеством. «Проблема тут только в том, что безопасность всегда идет в противовес удобству. И пока что все инициативы заметно снижают удобство использования всевозможных телекоммуникационных услуг», - отмечает он. «Современные средства коммуникации технически позволяют обеспечить практически абсолютную защиту переписки от вмешательства третьих лиц. По этой причине формирование новых защитных мер в интернете и развитие сетей национальных координационных центров, по сути, означает не только отмену, но и постепенный запрет средств обеспечения тайны переписки, а также усиление цензуры и обеспечение всеобъемлющего контроля за частной жизнью граждан за рубежом», - добавляет патентный поверенный UserGate Александр Киселев.Он также отмечает, что средства коллективного реагирования на угрозы, в том или ином виде, существуют повсюду. «Российский комплекс ТелеЦЕРТ (единая платформа по реагированию на кибератаки – «НГ»), запущенный в эксплуатацию, позволяет в режиме реального времени выявлять недобросовестных операторов, обеспечивающих работу кол-центров мошенников. Система ГИС «Антифрод» обеспечит возможность выявления случаев подмены номеров и блокировки мошеннических звонков», - напоминает эксперт.

