0
8597
Газета От редакции Печатная версия

14.03.2023 18:14:00

Интерес к футболу приходится пробуждать заново

Почему болельщики не оформляют FAN ID, если это так просто

Тэги: футбол, карта болельщика, fan id, стадионы, посещаемость, семейная аудитория


футбол, карта болельщика, fan id, стадионы, посещаемость, семейная аудитория Фото агентства городских новостей "Москва"

Как заявляют в Министерстве спорта РФ, на матчи российской Премьер-лиги (РПЛ) «начала ходить семейная аудитория». По сообщениям ведомства, «значительно увеличилась доля детей в возрасте до 14 лет – от общего количества посетителей стадионов, оформивших карту болельщика, дети составляют 15–16%».

Это подается как успех. Хотя в действительности это означает, что посещаемость стадионов резко снизилась. Многие из тех, кто приходил на матчи раньше, перестали это делать и не оформили ту самую карту болельщика, она же Fan ID. Стоит напомнить, что наличие Fan ID – обязательное условие для посещения игр РПЛ с начала весенней части чемпионата, причем распространяется это правило и на игроков, и на тренеров, и на журналистов.

Примечательным образом эта практика не распространяется, например, на матчи Кубка России. Нужно думать, что доля детей на таких играх остается такой же, как осенью или прошлой весной. Из-за того что в стране на матчах одних и тех же команд, но в разных турнирах действуют разные правила посещения, можно наблюдать удивительные явления: на двух играх «Динамо» и «Крыльев Советов» в Кубке – обычная аудитория (с учетом погоды), а на их же встрече в чемпионате через несколько дней болельщиков гораздо меньше стандарта (даже с учетом погоды). Легко понять, почему это происходит.

Подсчитано, что, например, на «Спартак» после введения Fan ID в среднем ходит в 2,7 раза меньше людей, чем осенью. Матч ЦСКА против «Крыльев» посетили всего 2680 человек. Антирекорды посещаемости в сезоне установили все клубы – от московских до «Ростова», «Краснодара» и «Ахмата». 207 человек на игре «Торпедо» – «Урал» уже превратились в интернет-мем.

Все это влияет и на восприятие матча его участниками, возвращает их к ковидным временам, когда играть приходилось при пустых трибунах. Снижение посещаемости, в том числе и бойкот матчей фанатами, сказывается на «картинке» игры, на ее шумовом оформлении, то есть на телепоказе, от которого во многом зависит продвижение лиги. Разумеется, уход людей с трибун негативно отражается и на доходах клубов. Да, по сравнению с европейскими клубами российские в день матча зарабатывают меньше (см. «НГ» от 10.03.23). Они больше зависят от государственных, региональных и спонсорских денег. Но эти деньги тоже гораздо интенсивнее вкладываются в клубы, которые и сами могут зарабатывать, в успешные (хотя бы потенциально) проекты.

Разговор об увеличении доли семейной аудитории напоминает об опыте Турции, где тоже – на волне фанатских войн – вводили нечто похожее на Fan ID. И там снижалась посещаемость, но постепенно стадионы стали заполняться. На матчи пришла «другая» аудитория, в том числе те, кто раньше опасался это делать. Однако в Турции в момент введения их карты болельщика случаев хулиганства или прямого насилия на трибунах было гораздо больше, чем в России в 2022 году. И что особенно важно, для турок футбол – главное развлечение и зрелище. Там организаторы социального эксперимента прекрасно понимали, что рано или поздно стадионы заполнятся.

В России же футбол не успели превратить в главное развлечение. Неясные евро-азиатские перспективы клубов и сборной едва ли добавили ему привлекательности. Дополнительные преграды для посещения матчей чисто логически, не говоря уже о практике, популярности футбола не помогают. Да, оформить Fan ID несложно, механизм упрощается, у некоторых стадионов это делается в режиме посещения специальной палатки. Но людей в России пока еще приходится убеждать в том, что футбол стоит их временных инвестиций.

Тем, кто в этом уже убежден, похоже, так и не удалось объяснить, зачем карта болельщика нужна в принципе. Это порождает теории, включая сбор информации спецслужбами. Закон нужно соблюдать, говорят в клубах. Болельщики его соблюдают. Не приходят. 


Читайте также


Инклюзивный турнир "Под флагом добра" собрал более 300 юных футболистов

Инклюзивный турнир "Под флагом добра" собрал более 300 юных футболистов

Елена Крапчатова

Представители разных стран и континентов сыграли на московском стадионе "Сапсан Арена"

0
5759
Не только про футбол

Не только про футбол

Данила Моисеев

Встречи мужчин как способ включить ребенка и отдохнуть от семьи

0
5239
Евро-2024: оригинальные идеи и первые скандалы

Евро-2024: оригинальные идеи и первые скандалы

Тимур Сорокин

С каким настроем Германия готовится к чемпионату континента по футболу

0
6182
Олимпийские чемпионы сразятся со звездами эстрады

Олимпийские чемпионы сразятся со звездами эстрады

Андрей Гусейнов

На футбольно-музыкальном фестивале "Арт-футбол" состоится большой спортивный праздник

0
5911

Другие новости