0
5601
Газета Образование Печатная версия

15.06.2022 18:53:00

Школу переводят на электронный документооборот

Однако открытость и сквозной контроль приведут к росту новой отчетности учителей

Тэги: школа, электронный документооборот, учитель, нагрузка, минпрос, бюрократия


школа, электронный документооборот, учитель, нагрузка, минпрос, бюрократия Российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов, на подготовку к урокам более 15 часов. Фото РИА Новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому школьных педагогов не смогут обязать подготавливать какие-либо документы, не указанные в специальном типовом перечне. Законопроект устанавливает, что перечень необходимых отчетных документов и их форму будет утверждать Минпросвещения. Учителя не обязаны будут готовить отчеты за пределами установленного перечня, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.

Принятие данного закона позволит разгрузить школьных учителей от лишней бумажной работы и оставит им больше времени на работу с детьми. Ранее руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что новые требования могут вдвое снизить бюрократическую нагрузку на школьного учителя. На данный момент в проекте типового перечня содержится семь пунктов. Это по сравнению с тем, что происходит в школах сегодня, очень мало.

Однако, по словам первого зампреда комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олега Смолина, список обязательных документов можно еще сократить или как минимум не дать его расширить.

Согласно мониторингу Минпросвещения РФ, сегодня для школ существует более 50 форм отчетности и сборов (только с уровня школы), запрашиваемых непосредственно учредителем. Но запросы также поступают от разных ведомств. Школы соответственно требуют огромное количество бумаг с учителя – от заполнения классного журнала и поурочного планирования до формирования «пакета аналитических материалов для аттестации учителя». Причем отчетность, требуемая от администрации школы и бухгалтерии вышестоящими организациями, автоматически может переходить на плечи тех же учителей.

В общем, айсберг бумаг и документации – это одна из проблем, о которых чаще всего говорят депутатам на встречах в образовательных организациях, заявила председатель комитета Госдумы по просвещению, соавтор инициативы Ольга Казакова. «Остроту этого вопроса фиксируют 67% педагогов», – отметила она. По ее словам, были попытки справиться с проблемой без законодательных изменений, в том числе с помощью рекомендаций для регионов, но «стопка документов продолжала расти». Поэтому депутаты и сенаторы разработали поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации».

Об излишней отчетности учителей действительно говорили в последние годы часто и много. Нынешняя волна лояльности и «бережного отношения к учителю» вызвана следующими обстоятельствами.

К изменениям подстегивает желание улучшить имидж. Результаты одного из международных исследований показывают, что российская система образования самая забюрократизированная: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам более 15 часов. Основными причинами такой нагрузки, по мысли депутатов, является отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя.

Но есть проблема. Отчетность трудно убрать, потому что нарастает уровень задач, стоящих перед школой. Например, российские школы испытывают нарастающий дефицит педагогических кадров, свидетельствуют данные Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Чаще всего, по данным НИУ ВШЭ, не хватает учителей математики, иностранного и русского языков. И, как указывают социологи, руководители учебных заведений поручают вести эти предметы другим преподавателям, поэтому ставки формально закрыты. Отсюда – новая дополнительная бумажная работа учителю.

Справки и документы нужны для того, чтобы получить причитающуюся зарплату. Напомним, что она складывается из тарифной ставки (оклада) плюс обязательные и стимулирующие выплаты. В отчетности по зарплате надо приблизиться к заветной среднестатистической цифре по региону. Вот и мудрят администрации школ, а учитель опять пишет. Зарплата распределяется лучше там, где, как показывает ряд исследований НИУ ВШЭ, есть понимание задач развития учреждения и их увязка с показателями эффективности. В частности, школам рекомендуют открытость в показателях и процедурах, контроль за соответствием заявленных результатов и возможность апелляции для работников. Уже только эти «открытость» и «контроль» требуют обнародования тех самых показателей, которые трясут с учителей.

По законопроекту, отмечает Ольга Казакова, школа может внедрить у себя электронный документооборот и не дублировать электронные документы бумажными, если закон не требует хранить определенную документацию на материальных носителях.

Кроме того, школа и ее учредитель должны будут предоставлять только информацию и документы, касающиеся ее работы и не относящиеся к открытым сведениям, лишь по обращению граждан или должностных лиц органов власти и только в случаях, предусмотренных законодательством и нормативными актами РФ. Обращения других организаций будут подлежать рассмотрению учредителем школы. Напомним, что образовательные организации обязаны обеспечить открытость и доступность информации, перечисленной в законе об образовании. Это, например, сведения о руководстве, языках обучения, педагогах, уровне их образования и расходовании финансирования.

Интересно в данном случае историческое сравнение с временами СССР. Главным критерием успеха учителя для органов управления образованием были грамотность и успеваемость учеников. Неуспеваемость и второгодничество всегда рассматривались как «педагогический брак». Поэтому учителя старательно заполняли классный журнал, писали поурочные планы и планы по воспитательной работе с классом. Отчитывались по работе с родителями. Отстающих учеников подтягивали всеми силами.

Конечно, не всегда и не везде было так. Требования убрать «педагогический брак» приводили порой к прямым припискам и исправлению уже выставленных оценок. Так что бумажная отчетность учителей прошлого измарана приписками и исправлениями.

Кстати, средний доход школьного преподавателя с учетом надбавок за стаж, нагрузку, классное руководство, тетради и пр. в 1980 году был 180 руб. Для сравнения: работник торговли и бытового обслуживания населения – 150 руб., рабочий – 180, строитель – 210 руб. Чудо случилось с избранием генеральным секретарем КПСС Константина Черненко (учителя по образованию). В эти золотые времена зарплата учителя достигала 310 руб., тогда как зарплата других выросла очень незначительно. Но вот с отчетностью ничего не изменилось. 


Читайте также


Как мы с сыном поступали в институт

Как мы с сыном поступали в институт

Надежда Захарина

Приемная кампания в вуз глазами и нервами мамы

0
1240
"Пока мяч в воздухе…". Поучительные и занятные истории из жизни генерала, голкипера и вора

"Пока мяч в воздухе…". Поучительные и занятные истории из жизни генерала, голкипера и вора

Вардван Варжапетян

0
1286
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
337
Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Ася Аксёнова

В проекте «Бегемот Внутри» выступил Александр Фоменко

0
649

Другие новости