0
8679
Газета Образование Печатная версия

17.01.2024 19:04:00

Почему приходится занижать требования к педагогу

Министр просвещения надеется справиться с кадровым голодом в школах привлечением к работе студентов

Тэги: минпросвещения, школы, учительские коллективы, кадровый кризис, педвуз, образовательный ценз


минпросвещения, школы, учительские коллективы, кадровый кризис, педвуз, образовательный ценз Министр просвещения Сергей Кравцов во время беседы с президентом Владимиром Путиным доложил об увеличении конкурса в педвузы. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Разговор главы государства Владимира Путина с министром просвещения Сергеем Кравцовым 15 января, похоже, сильно всколыхнул после праздников профессиональное сообщество. Потому что затронул старые раны. Одна из них – кадровый голод в учительских коллективах.

Во время разговора с главой государства Сергей Кравцов, во-первых, рассказал, что сегодня «педагогическое образование – второе по популярности»: «В 2023 году в педагогические вузы было подано на 100 тыс. больше заявлений, чем в прошлом...». Во-вторых, проблемы с нехваткой учителей будут решены. Ведь в педагогические вузы поступают «не как ранее, по остаточному принципу». «Конкурс на некоторые специальности составляет 10 человек на место», – отметил Сергей Кравцов. В-третьих, министр добавил, что в школах уже работают более 50 тыс. студентов.

Надо ли говорить, что это последнее замечание министра вызвало особую реакцию внимательной аудитории. «Решение проблемы – привлечение 50 тыс. непрофессионалов-студентов?» – вознегодовали некоторые профессионалы в соцсетях.

На самом деле, конечно, студенты в школе – это как раз и неплохо (не в качестве работающего учителя, конечно). Пусть со студенческой скамьи будущий педагог приучается видеть детей в лицо. Проблема в другом – нынешние дети почти все поголовно с очень сложным, тонким (или, наоборот, откровенно циничным) устройством психики. И школе чаще нужен человек с опытом, ну или специалист с психолого-педагогическим образованием.

Насчет утверждения, что на 100 тыс. увеличилось число поступающих в педвузы, тут можно напомнить, что в советские времена вообще в каждом региональном центре были три вуза – сельскохозяйственный, политехнический и педагогический. Выпускалось большое количество педагогов… а дефицит учителей в школах периодически все равно возникал. И удивляться нечему: не выдержать испытание школой могут многие, даже самые мотивированные молодые педагоги.

Вообще сегодня, в том числе и в связи с последним сообщением министра, складывается впечатление, что требования к педагогическому составу снижаются. Вопрос – зачем? Зачем качество компенсировать количеством? Напомним еще одно заявление министра Сергея Кравцова о том, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников». И это означает, что для работы в школах учителям 5–9-х классов не нужно будет высшее образование – хватит и колледжа.

Есть еще один момент, пусть и не столь критический по сравнению с предыдущими, но подтверждающий, что процесс набирает силу. Речь идет о том, что проблему нехватки учителей в школьных коллективах можно решать за счет профессионалов из других областей, не имеющих педагогического образования.

Напомним, в 2021/22 учебном году каждый шестой учитель в российских школах не имел высшего педагогического образования (15,9% от общего числа, или 172 300 человек). Это данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах». Большинство же учителей имеют высшее педагогическое образование – 84,1% от общего числа (911 100 человек). Еще 2,75%, или 29 800 педагогов, окончили вузы, но по другим специальностям. Среднее специальное образование имели 12,41% учителей (134 500 человек). Из них педагогический профиль освоили 11,66% от всех школьных преподавателей (126 300 человек). В конце 2022 года, по данным Росстата, в стране насчитывалось почти 1,08 млн учителей, годом ранее – практически столько же.

Пока не будем давать прогнозы, что даст снижение образовательного ценза для учителей в будущем. А обратимся к историческому прошлому. Первые Учительские институты были открыты еще в 1817 году. И призваны они были готовить учителей для уездных училищ и приходских школ. Они просуществовали с перерывами до 1846 года. В1872 году учреждены были учительские институты закрытого типа для подготовки учителей городских училищ. Число учащихся в них значительно увеличилось после революции. Срок обучения там был три года. Окончившие эти заведения специалисты преподавали в городских и высших начальных училищах.

После Октябрьской революции в 1917 году эти институты были преобразованы в педагогические институты или институты народного образования. В 1934–1935 годах, с введением всеобщего обязательного семилетнего обучения и ростом числа школ-семилеток, была создана широкая сеть институтов. Учителей готовили всего два года. То есть побеждать проблему дефицита учителей старались конвейером недоучек.

Потом стало понятно, что это путь в никуда. Стране нужен прорыв в экономике, и в итоге пришли к пятилетнему высшему образованию для педагогов. Это позволяло сформировать у будущих педагогов особую систему мышления, основанную на строгой логике, готовность решать задачи в условиях постоянно меняющейся среды. А школа – это было и есть место, где нужно постоянно решать задачи, требующие повышенной интеллектуальной активности.

Представить, как эти задачи будет решать сегодня студент или выпускник колледжа, еще трудней, чем ранее. Так почему в таком случае снижают интеллектуальный ценз педагогов?

Приведем высказывание на эту тему депутата Госдумы РФ Олега Смолина. «Видимо, министр просвещения не без основания полагает, что у выпускников колледжей претензий к уровню оплаты труда меньше, чем у выпускника вуза, – предположил Смолин. – Думаю, что это предложение есть паллиатив. Если мы хотим преодолеть кадровый кризис в образовании, то другого способа, кроме увеличения финансового вложения в образование и зарплаты педагогов, просто не существует. Я понимаю, что в стране сложная финансовая ситуация, но напоминаю, что даже в годы Великой Отечественной с фронтов отзывали учителей-мужчин, чтобы они обеспечивали необходимое воспитание в школах...» 


Читайте также


Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5812
Внешним видом артистов займется Минкультуры...

Внешним видом артистов займется Минкультуры...

Марина Гайкович

Минпросвещения составляет списки полезных ремейков

0
4838
Путин проверил инженерные школы в ожидании ответа Запада...

Путин проверил инженерные школы в ожидании ответа Запада...

Иван Родин

Парламентарии приравнены к чиновникам и по объему ограничений

0
3593
Где растет новая технологическая элита

Где растет новая технологическая элита

Передовые инженерные школы ведущих вузов готовят настоящих профессионалов для современных индустрий

0
17334

Другие новости