0
7920
Газета Образование Печатная версия

24.01.2024 19:01:00

Духовно-нравственная культура теряет субъектность

Курс "История" основного общего образования в очередной раз переформатировали

Тэги: минпрос, школа, учебный предмет, однкнр, основы духовно нравственной культуры народов россии


минпрос, школа, учебный предмет, однкнр, основы духовно нравственной культуры народов россии Дети изучали «Основы духовно-нравственной культуры народов России» либо на тематических занятиях, либо в составе других предметов. Фото Виктора Бартенева/PhotoXPress.ru

Министерство просвещения России предлагает исключить из школьного курса учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Вызвано это, в свою очередь, изменениями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего образования в части дополнения учебного предмета «История». Дополнять будут учебным курсом «История нашего края».

Минпрос предлагает исключить предметную область ОДНКНР, а также учебный предмет ОДНКНР из школьных программ. Их могут интегрировать в учебный курс «История нашего края». Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Кроме этого, к этой дате планируется разработать «единые учебники по истории, которые будут использоваться во всех образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Сразу заметим, что у курса ОДНКНР насыщенная история: в качестве факультатива и в составе других предметов он преподается с 2015 года. Однако с 1 сентября 2022 года в школе преподавание этого предмета ведется по новым стандартам. В соответствии с ними ОДНКНР из предметной области превратился в самостоятельный предмет. Это превращение проходило не без трудностей: жители регионов жаловались в середине сентября на нехватку учебников и рабочих тетрадей по предмету. Хотя сам учебник существует и представлен публике. ОДНКНР преподается с 5-го класса, ему отводится не менее одного часа в неделю, и он является обязательным для изучения в 5–9-х классах. Кстати, оценка за предмет выставляется в 9-м классе в итоговый документ. Занятия ведут учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие переподготовку по данному предмету.

Напомним, что предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это продолжение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается в начальной школе. Эта дисциплина посвящена основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, а также светской этике. В Концепции преподавания ОДНКНР написано, что «сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является важнейшим приоритетом РФ на современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство». Появление предмета в школе, по замыслу его авторов, должно пробудить интерес к культуре других народов, сформировать представления о светской этике и религиозной культуре народов России.

Как заявляют авторы курса, предмет ОДНКНР построен таким образом, чтобы школьники могли систематизировать, расширить и углубить полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса сочетается макроуровень (Россия в целом как многонациональное государство с общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) и микроуровень (собственная идентичность обучающегося, осознанная им как часть малой родины, семейных традиций, этнической и религиозной истории).

В Концепции также говорится о том, что исторический аспект формирования ценностей раскрывается через историко-культурные экскурсы в историю России и ее регионов, народов и государствообразующих религий, фольклор, историю языка, литературы. Культурный компонент – это не только знакомство с достижениями культуры народов России, в том числе современной, но и изучение закономерностей функционирования культуры, ее особенностей и аксиологических оснований. Религиозный компонент предмета – история государствообразующих конфессий, духовно-нравственные принципы религий. Учителям предлагается строить работу по курсу, используя культурологический принцип, принцип историзма и принцип научности.

Почему сегодня решили отказаться от самостоятельности данного предмета? Скорее всего чтобы решить накопившиеся методические проблемы. Хоть ОДНКНР является смысловым продолжением «Основ религиозных культур и светской этики», но занятия по основам духовно-нравственной культуры народов РФ не были ранее описаны во ФГОС как отдельный предмет. При этом в обязательную программу 5–9-х классов они входили начиная с 2015 года. Дети изучали эту тему либо непосредственно на тематических занятиях, включенных в часть учебного плана, либо в составе других предметов и предметных областей, либо в формате внеурочной деятельности. И к этому в школах уже привыкли. Заметим, что ОРКСЭ – предмет, введенный в школьную программу в 2012 году и это самостоятельная учебная дисциплина.

Вдобавок за годы преподавания ОДНКНР в школах так и не была выработана система подготовки и дополнительного образования учителей этой предметной области. Решающую роль сыграло усиление предмета «История». Стало понятно, что здесь важно не перегнуть палку в перенасыщенности школьной повестки.

Конечно, немаловажную роль в этом вопросе могло сыграть отношение родителей. В соцсетях время от времени публиковались жалобы несогласных граждан. В них отмечали, что «этот предмет излишен и не является необходимым для учебного процесса в школе», «у своение основ духовно-нравственной культуры народов России должно происходить естественным путем в повседневной жизни детей, общении с окружающими и сверстниками».

В итоге, похоже, Минпросвещения нашло оптимальный вариант... Но остается вопрос: с сентября 2023 года «Основы духовно-нравственной культуры народов России» стал отдельным учебным предметом, на который должны быть выделены часы в расписании. Например, сообщение в Telegram-канале «Кипящий МИФИ» просто вопиет: «Все изменения в школьной программе направлены на увеличение роли любых дисциплин, кроме технических. Может быть, Министерство просвещения или депутаты рекомендовали всем увеличить число часов математики? Расширить изучение физики обязательным модулем по естественно-научной грамотности? Или предложили заменить информатику на программирование? А может, теперь все обязаны знать робототехнику? Или, на худой конец, пользоваться ИИ?»

Как мы теперь понимаем, эти вопросы так и остаются риторическими. 


Читайте также


"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1773
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5866
Осенью учителей ждет экзамен

Осенью учителей ждет экзамен

Наталья Савицкая

Проверять профпригодность педагогов пытаются на протяжении последних 20 лет

0
6847
Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
6099

Другие новости