Фото сайта freepik.com
Минпросвещения РФ заявило о завершении формирования единого образовательного пространства и появлении с 1 сентября 2025 года ряда новшеств в отечественной школе. О том, что ждет школу в новом учебном году и как сама школа воспринимает эти нововведения, журналист Ирина ЛЕБЕДЕВА беседует с заслуженным учителем РФ, доктором педагогических наук, академиком РАО, директором Центра образования № 109 (Москва) Евгением ЯМБУРГОМ.
– Евгений Александрович, министр просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал ряд нововведений в отечественной школе. Очень хотелось бы понять, насколько школа готова к ним. Начнем с уроков духовно-нравственной культуры. В школьном расписании уже были предметы, схожие по содержанию. Но сегодня, как я полагаю, предмет идет под новым ракурсом.
– Да, на самом деле в новом учебном году нас ждут очень много новшеств, к которым я отношусь спокойно и с оптимизмом. Только надо, что называется, с трезвой головой эти новшества оценивать.
Что касается уроков духовно-нравственной культуры, хотелось бы обратить ваше внимание вот на что. Во-первых, я не против духовной культуры, потому что она очень важна на самом деле. Но это не снимает ряд вопросов. Позвольте для начала спросить: а мы этот новый предмет будем вводить за счет чего? За счет математики или русского языка?
Дело в том, что экстенсивное развитие образовательного контента – это вообще тупиковый путь для школы. Сегодня и депутаты, и разные министерства, которые наперегонки предлагают ввести в школе те или иные предметы, ратуют, давайте говорить прямо, не за государственные интересы, а за узко свои, профильные. Ну вот, например, плохо у нас обстоит дело со сбором налогов. И тут же следует предложение от соответствующих ведомств: а давайте введем отдельный школьный предмет – ликбез по налоговому сбору. Плохо у нас с экологией: давайте введем отдельный предмет по сбору раздельного мусора.
Но дело в том, что голова ребенка – это не тот котел, в который можно все это впихивать. И у нас еще живы санитарные нормы. Начальная школа не должна удерживать ученика за партой больше строго определенного количества часов. Поэтому путь насаждения в школе всех «нужных» предметов – абсолютно тупиковый вариант. Грамотный путь – это интеграция.
И если мы действительно уважаем и любим русскую отечественную литературу, русскую российскую историю, то в трудах и книгах Достоевского, Толстого, Чехова мы видим мощнейшую основу духовно-нравственной культуры. Только при этом не нужно эти образцы вытаскивать и, отдельно «засушивая», давать детям.
– Судя по заявлениям министра, идут попытки в некоторой степени реставрировать советскую систему образования. Уж очень много нареканий к сегодняшней школьной повестке. Вы это замечаете?
– Давайте ответим на вопрос: а кто чаще других недоволен современной системой образования? В основном бабушки и дедушки. Я сам трижды дедушка. При этом отчетливо вижу, что те разговоры – раньше учили и давали фундаментальные знания, а сегодня не дают – неправильные. Родителям сегодня некогда заниматься детьми, они зарабатывают деньги на трех работах, так что воспитывают поколение бабушки и дедушки. С них и надо начинать работу. Надо вступать с ними в диалог. Когда мне говорят, что та или иная методика устарела, я объясняю всем, что колесо еще старее, только вы попробуйте ездить без колеса.
– Многим родителям не совсем понятна проектная работа на уроках. Элементы практической работы на уроках химии, физики, биологии были всегда. Но вот само слово «проектная», или «командная», звучит несколько пугающе для родителей.
– Да, очень много нареканий сегодня по поводу проектной работы, отсутствия дисциплины на уроке в классе. Почему рабочий шум в классе? Дело в том, что в каждой группе первоклассников, например, есть свои «корректоры», свои «редакторы», потому что из звуков рождается слово, из слов предложение, из предложения текст. А мы, учителя, занимаемся тем, что называется сегодня сложным понятием «метапредметная компетенция». Их нужно научить работать командой, потому что все открытия в науке делаются командами.
Это в советской школе было так: поднимает руку ребенок и ждет, когда его спросят. А его не спросили, он перегорел, и дальше ему уже неинтересно. Поэтому они у нас перекрикивают друг друга. И учитель не делает им замечания.
Кроме того, командой лучше решать творческие задачи. Вот, например, есть такое творческое задание в современном учебнике – нужно изобрести новый персонаж в мультипликационном фильме. И дети смотрят старую ленту «Кот в сапогах». Помните, там главный герой жалуется, что всем что-то досталось в наследство, а ему – облезлый кот. Гаснет свет, поднимает руку одна девочка и говорит, что она этот момент не понимает. В чем дело? Делили наследство, а где был нотариус в это время? А у нее мама нотариус. И вот появляется новый персонаж – нотариус.
Так что если говорить о стратегических целях педагогики на ближайшие 50 лет, то главная задача – это передать ценности и смысл культуры. Наш великий педагог Ушинский писал о том, что никакие изменения в образовании, никакое улучшение образования невозможно иначе, чем через голову учителя.
– Что вы думаете о едином расписании для всех?
– Люди не любят свободы, это очень тяжелая вещь для них... Мне очень нравятся современные дети, подростки особенно. Они ничего не принимают на веру, критичны, а воспитание критического мышления – едва ли не самая главная задача в образовании сегодня. Знаете, как они называют мое поколение (мне это очень нравится) – «винтажный газовый генератор». Так вот, чтобы не быть винтажным газовым генератором, надо идти вперед.
Да, я медленно нажимаю на кнопки, но зато я знаю, как интересно с этим работать... Никакого единого расписания быть не может. Невозможно, чтобы во всей стране в один и тот же миг шли все уроки истории. Пояса разные. Климатические зоны разные и так далее.
Речь идет о единых требованиях к расписанию, которые не должны превышать санитарные нормы, при этом важно учитывать интересы детей и еще многое другое. И, кстати говоря, за счет чего мы выиграем в будущем? За счет вариативности образования, которое тоже пытаются сегодня люди, мягко говоря, оппортунистически настроить.
То же самое – со школьной формой. Речь идет о ГОСТах, в которых написано, чтобы она была не синтетической, а дышащей, удобной. Многим кажется, что вот этим самым мы возвращаемся назад в СССР. Нет, этого не будет уже никогда. Все, поставлена точка. Двигаемся дальше.