Путешествие по самому длинному в Англии маршруту изменит жизнь героев. Кадр из фильма
Российский прокат предлагает зрителям отправиться в путь по «Соленой тропе» – фильм с таким названием, снятый британским театральным режиссером Марианн Эллиотт, рассказывает реальную историю супружеской пары, оставшейся без крыши над головой и решившей отправиться в длительный пеший поход. Записи, которые жена делала на полях путеводителя во время путешествия, превратились в книгу, ставшую бестселлером – и послужившую основой для сценария картины. Главные роли сыграли Джиллиан Андерсон и Джейсон Айзекс.
Рэй и Мот проиграли последний суд, который мог бы спасти их имущество. Вернувшись домой, они сообщают детям, что через несколько дней им придется освободить дом, его забирают за долги, образовавшиеся в результате неудачных инвестиций. Сын и дочь уже взрослые и разъезжаются кто куда, а вот родители буквально становятся бездомными. Приставы ломятся в двери, и решение приходит молниеносно – Рэй бросает взгляд на выпавший из груды собранных уже вещей путеводитель и предлагает Моту отправиться по самому длинному непрерывному маршруту в Англии, пролегающему по юго-западному побережью страны и протяженностью в тысячу километров. И Мот, несмотря на диагностированное у него неизлечимое заболевание и прогрессирующую немощь, соглашается. Нелегкая дорога и порой суровые погодные условия, а также встречи и знакомства с самыми разными людьми превратят поход в длительный сеанс психологической и физической терапии, которая в итоге изменит жизнь героев.
Пешее роуд-муви, завязка которого не сулит зрителю увлекательного продолжения – хромой герой, саундтрек в виде беспрестанного кряхтения, напряженное молчание и не слишком информативные редкие диалоги, прерывающие долгие переходы от одной скамейки к другой, от одного импровизированного палаточного лагеря до другого. Поначалу Рэй и Мот переваривают случившееся с ними, не зная, как подступиться к серьезным и проникновенным беседам по душам и как вернуть утраченную близость. В минуты покоя в голову лезут тягостные воспоминания о визитах к врачу, вынесшему мужчине фактически смертный приговор, и о не менее судьбоносных тяжбах за дом.
Но настроение переменчиво как погода – жаркие дни сменяются холодными влажными ночами, когда ветер грозится снести хлипкий тент, под которым греются, пока еще не друг о друга, Рэй и Мот. И ливни хлещут жестоко, и солнце обжигает беспощадно. Но за преодолением дорожных препятствий и трудностей будто бы перестают герои вспоминать плохое, все чаще обращаясь к счастливой памяти и дню сегодняшнему. На пути им встречается много курьезного, много грустного, много поэтичного...
Картина, конечно, чрезмерно идиллическая, даже при всех вводных в виде семейных конфликтов и неурядиц, болезней и тягостей путешествия. Захватывающие дух пейзажи, мастерски снятые оператором Элен Лувар, сглаживают острые углы и превращают кино в слишком уж выверенную сказку о том, что после 50 есть жизнь, даже если нет дома, денег и еды. Целебные морские брызги, просолившие Рэй и Мот, излечивают ментальные и физические недуги, и вот мужчина, пережив кульминационный кризис, буквально встает на ноги и чуть ли не вприпрыжку мчит дальше по тропе, теперь уже обгоняя женщину. Отказ от таблеток, целительная сила природы и магия кино творят чудеса, и все это местами невероятно приторно. Спасает игра Джиллиан Андерсон и Джейсона Айзекса, которые правдоподобно, не скрывая собственно возраста, а даже подчеркивая его крупными морщинистыми планами и сединой, проживают каждый шаг, каждый километр, каждую радость и разочарование – от перепавшего в провинциальной лавке свежего пирожка до закрытого туалета. Остальное художественно доведено до уровня почти сказки. Впрочем, в основе все же реальная история, а значит, помимо лжи есть и какой-то урок, ну или хотя бы жизнеутверждающая нота, способная вдохновить – может, не на новую жизнь, но точно на прогулку.

