В балете «Поликушка» Ксения Рыжкова исполнила партию Аксиньи. Фото предоставлено пресс-службой театра
На Исторической сцене Мариинского театра 11 и 12 ноября выступает балетная труппа Севастопольского театра оперы и балета. Коллектив представляет вниманию петербуржцев и гостей города драмбалет «Поликушка» в постановке хореографа Джоны Пол Кука. Спектакли посвятили памяти премьера Мариинского театра Владимира Шклярова. Минувшим летом премьеру этого спектакля по трагической повести Льва Толстого увидели жители и гости Крыма на фестивале «Херсонес Таврический». В спектакле принимает участие прима-балерина и художественный руководитель балетной труппы театра Ксения РЫЖКОВА. О своем отношении к спектаклю, профессии и новой должности она рассказала корреспонденту Виктору АЛЕКСАНДРОВУ.
– Ксения, когда вы узнали о вашем назначении на должность художественного руководителя балетной труппы Севастопольского театра оперы и балета, как восприняли это предложение?
– Руководство – это колоссальная ответственность. В начале у меня было очень много сомнений. У любого человека возникает страх не справиться с такой должностью. От меня требуется не только являться профессионалом своего дела, но и быть мудрой, а это сложно. Осознание того, что я могу продолжать сохранять и одновременно развивать обожаемое мной искусство балета, есть чудесный дар свыше!
– Какие цели и задачи ставите перед собой?
– Традиции и каноны классического балета являются нашей фундаментальной основой. В России колоссальное наследие классического балета. Но время не стоит на месте. Климат с годами меняется, а значит, и человек как художник не может останавливаться лишь на фундаменте знаний. Балет развивается, усложняется танцевальная техника, меняется пластика, менталитет молодого поколения. Ни в коем случае не следует гнаться за новизной ради новизны, иначе это не развитие, а скорее деградация.
– Есть ли какие-то мысли и соображения по поводу выстраивания репертуарной политики?
– В моем видении идеальный репертуар театра должен быть разнообразным и многогранным, только тогда он становится интересен и зрителю, и артисту. А это означает, что наш будущий репертуар будет сочетать в себе как и классические, так и современные постановки. Названия мы объявим позднее. Балет – это живое искусство. Вообще у нас очень много планов, идей, которые мы надеемся реализовать в ближайшее время. Уже скоро произойдет важное событие – мы объявим набор в балетную труппу. Сейчас в наших спектаклях принимают участие в основном приглашенные артисты. Ну, а пока с нетерпением ждем открытия великолепного здания нашего театра на мысе Хрустальный в Севастополе.
– Ксения, сочетая амплуа балерины и худрука труппы, как преодолеваете в себе эти две ипостаси?
– Художественный руководитель – это не только человек, кто формирует репертуар театра, но еще и несомненный лидер и пример для его артистов, а значит, для меня это будет невероятным стимулом еще более требовательного отношения к себе.
– Вы открыты и любопытны ко всему новому?
– На мой взгляд, артист должен всегда быть открыт к чему-то новому и загадочному. Чем больше ты развиваешься, тем откровеннее убеждаешься, насколько сам скуден в знаниях и как вообще правильно работать. Любая работа должна быть сделана на высоком уровне, со вкусом и качественно, на пределе творческих возможностей.
– Ксения, что в вашей балетной карьере для вас наиболее ценно и значимо?
– Учителя. Без тех наставников, которые были в моей жизни, я бы никогда не смогла достичь того, чего удалось уже осуществить и еще предстоит сделать. Этим людям я безмерно благодарна. Они сформировали прочный фундамент для моего саморазвития.
– Спектакль «Поликушка» Джоны Пол Кука продолжает линию традиций драматического балета. Этот жанр, на ваш взгляд, уверенно зарекомендовал себя на театральной сцене?
– Думаю, что драматический балет – это не новшество, но сам жанр имеет огромный потенциал для развития. Мне кажется, что технически сложные партии, которые еще и обязывают тебя превратиться в настоящего драматического актера, – это вершина мастерства. Ты не можешь просто исполнять балетные па, ты обязан говорить телом и душой. В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить. Сегодня многие позабыли, что классические балеты – это тоже драма, спектакль с историей и смыслом внутри. Как говорил балетмейстер Владимир Бурмейстер, «артист балета – это танцующий актер». Мы с Джоной здесь его единомышленники. Меня всегда учили, что каждый шаг, жест и движение должны быть оправданы. Они не могут быть бездумными, взятыми просто так, ниоткуда. Наверное, именно поэтому меня привлекают спектакли с глубоким смыслом и те роли, в которых можно бесконечно продолжать работать над образом и техникой. Спектакль «Поликушка» по мотивам повести Льва Толстого получился действительно уникальный. Джона заимствовал из текста писателя то, что ему показалось необходимым, но при этом очень бережно сохранил канву повествования. Этот спектакль очень сложен, там много скрытых смыслов и символов. Артисты должны понимать язык танца и представлять содержание толстовской прозы. Участие в балете Хора Московского Сретенского монастыря уже ставит нас – артистов и хор – в положение, когда мы должны стать единым целым и оправдать каждое появление наших коллег на сцене. И мне кажется, Джоне это удалось сделать. «Поликушка» не существует без этих составляющих: хор, балет в сочетании с гениальной музыкой Рахманинова позволяет слышать и чувствовать всем телом, чтобы на сцене оставаться на поверхности, иначе можно быстро утонуть.

