Фото сайта edu.gov.ru
Министерство просвещения РФ представило очередной проект внедрения духовно-нравственного воспитания в среднюю ступень школы. 17 июля Минюст зарегистрировал соответствующий документ образовательного ведомства. Вроде бы тем самым чиновники ответили на запрос РПЦ. В январе патриарх Кирилл объявил на Рождественских чтениях, что в школу вернут предмет «Духовно-нравственные культуры народов России» (ДНКНР) для 5, 6 и 7-х классов. Глава РПЦ последовательно ратовал за возвращение такого курса.
У предмета непростая история. Изначально он задумывался как продолжение основ религиозных культур, которые преподают младшим школьникам на условиях выбора одного из шести модулей – по отдельным религиям и светской этике. Однако ДНКНР одно время изучались в рамках не федерального, а регионального компонента. Упор делался на традиции местных народов. В феврале 2024 года стало известно, что Минпросвещения предмет вообще исключает из программы, а его содержание пополнит региональную предметную область «История нашего края». И вот теперь новый поворот. В нынешней концепции курс становится общим и обязательным для всех школ России.
К изучению духовной культуры школьники приступят в 2026/27 учебном году. Пока отсутствуют утвержденная программа (она проходит экспертизу) и учебные пособия. Однако, опираясь на скупые сведения о планах на новый предмет, можно сделать выводы о том, что в очередной концепции есть очевидная новизна. Просто возвращением старого курса это не назовешь.
Из аббревиатуры ДНКНР пропала вторая буква Н. «Изучение учебного предмета «Духовно-нравственная культура России» направлено на формирование… мировоззрения, основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, посредством изучения жизненного пути и взглядов государственных и общественных деятелей, деятелей культуры, ученых, военных, в том числе героев специальной военной операции, и иных значимых личностей России», – говорится в приказе Минпросвещения.
Когда обсуждались разные концепции преподавания основ религиозных и духовно-нравственных культур, представители государства подчеркивали, что это будет не мировоззренческий, а культурологический предмет. Детей станут знакомить с духовным наследием народов России с целью расширения кругозора, не пытаясь оказывать влияние на религиозные взгляды школьников. Отсюда попытки обеспечить вариативность – как конфессиональную, так и региональную.
Сейчас же уходит та самая Н – «народность». Носителями традиционной нравственности становятся выдающиеся личности прошлого и настоящего России. Главным оказывается то, что объединяет лучших людей страны, а не то, что разделяет религии и этносы в их коллективном историческом опыте, включая спорные в светском государстве обычаи вроде многоженства и т.д. Кроме того, примеры, на которые школьники должны ориентироваться, освящены признанием государства, а не конфессиональных или национальных общин. Перечень ценностей отражен не в писаниях какой-либо из религий, а в известном президентском указе от 2022 года, и именно на него предстоит ориентироваться. Разумеется, отпадает вопрос о вовлечении духовенства в образовательный процесс, на чем годами настаивал патриарх Кирилл. Воспитывать ценности у молодежи призваны эмиссары государства, а не церкви.
Наконец, в приказе Минпросвещения прямо говорится о формировании мировоззрения. То есть можно предположить, что происходит частичное возвращение идеологии в воспитательный процесс, а попытки возродить идеологию глава РПЦ неоднократно критиковал. Иными словами, новый по сути предмет больше напоминает политинформацию в советской школе, чем дореволюционные уроки Закона Божьего в исполнении священников государственной церкви.