0
11325
Газета Образование Печатная версия

05.06.2024 18:23:00

Кластерный подход – это про социальное партнерство

Ученые считают, что идет массовый сдвиг в сторону внеурочной предметной деятельности

Тэги: школа будущего, кластерный подход, социальное партнерство, взаимовыгодная кооперация, дмитрий чернышенко, нацпроект, молодежь и дети


школа будущего, кластерный подход, социальное партнерство, взаимовыгодная кооперация, дмитрий чернышенко, нацпроект, молодежь и дети Кластер технологий и естественных наук в школе № 709 Санкт-Петербурга включает в себя три современные лаборатории. Фото с сайта www.gov.spb.ru

Школу будущего, где используется кластерный подход, проанонсировал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что создание «школ будущего» будет реализовываться в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети», цель которого – развитие творческих, технических, научных и спортивных направлений.

Это заявление Дмитрий Чернышенко сделал во время осмотра школы № 709 Московского района Санкт-Петербурга. «Президент России поддержал новый национальный проект «Молодежь и дети», в рамках которого как раз будут мероприятия, в том числе и по созданию школ, таких школ будущего, новых школ, где используется кластерный подход в образовании». Все пространство школы № 709 как раз разделено на образовательные кластеры. Так, кластер технологий и естественных наук обеспечен тремя суперсовременными лабораториями (молекулярная, междисциплинарная, инженерная), отмечается в пресс-релизе школы. Также в школе есть лаборатория 3D-моделирования и графического дизайна.

В некоторых регионах РФ уже имеются образовательные кластеры, которые включают в себя вузы, производства, лаборатории, школы и даже пиар-агентства. Эти объединения характеризует не такая жесткая организационная структура, как, например, у консорциумов. Но в принципе это и есть некие образовательные консорциумы.

Наиболее знакомы всем на практике «консорциумы» школ и детского сада. Многие родители уже сталкивались с таким явлением при устройстве детей в сады. При этом формы объединения могут быть разными: детсад может перестать быть самостоятельным юридическим лицом и переходит в ведение соседней школы. И тогда он считается частью школы – учебно-воспитательным комплексом (УВК). А еще детсад может заключить с соседней школой творческий договор. И тогда школа не поглощает детсад, но помогает ему педагогами, помещением, оборудованием и т.д.

Вот, собственно, так представляется кластерный подход в образовании чаще всего. Но ученые рассматривают его несколько шире. Например, сегодня все усилия брошены на то, чтобы в каждом учебном учреждении были группы продленного дня. Но что это такое в сегодняшнем варианте? Дети после уроков находятся в том же самом помещении, что и ранее, и заняты теми же уроками. С той разницей, что делают задания самостоятельно или с помощью учителя. В лучшем случае они смотрят мультфильмы, играют в школьном дворе. В худшем – просто сидят в смартфонах.

Конечно, уже сегодня некоторые школы имеют спортивные залы, бассейны, мастерские и в них хорошо развита кружковая работа. Но далеко не все школы так замечательно оснащены. Поэтому объединение школ с досуговыми учреждениями – это еще один путь развития кластерного подхода в образовании.

Сегодня существует четыре основных способа освоения содержания учебного предмета: на уроке, во внеурочных занятиях (кружки, факультативы, элективные курсы), на дополнительных платных занятиях (репетиторство, подготовка к ЕГЭ) и через выполнение домашних заданий (в основном с родительской помощью). Ряд ученых считают, что идет массовый сдвиг в сторону внеурочной предметной деятельности. Развитие таких форм в общеобразовательной школе, считают ученые, и будет соответствовать кластерному типу взаимодействия участников образовательного процесса. А наращивание их и даже их избыточность будут только укреплять педагогическую систему школы.

Некоторые исследователи считают, что практикуемая сегодня проектная деятельность и новые формы организации урока – это тоже часть кластерного образования. Они уверены, что «командный» способ обучения поможет закончить с принудительным образованием в стране. По их мнению, по мере разрастания вариативности образования, свободы доступа к информации должен расти и интерес ребенка к учебе, который по определению не может формироваться насильственными методами. Будущее за самообразованием человека, но не индивидуальным. Оно должно быть организовано в каких-то новых творческих формах, в группах по интересам и т.д.

Социальное партнерство образовательного учреждения – на это тоже сегодня обращают большое внимание, рассказал «НГ» Николай Махнев, исполнительный директор проекта «Энциклопедия сельских школ России». Считается, что социальное партнерство качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его суть – взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Здесь происходит непосредственный обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.

Все это и есть основы кластерного взаимодействия в школе. Роль государства при этом, считают исследователи, состоит в максимальной поддержке такого характера взаимоотношений в школе и поощрении точек развития самостоятельности детей. 


Читайте также


Президент России считает СВО продолжением дела Петра I...

Президент России считает СВО продолжением дела Петра I...

Иван Родин

Центробанк разогревает межнациональные отношения на все деньги

0
3240
Новый контур российской экономики: от переработки водорослей до "живых" чипов

Новый контур российской экономики: от переработки водорослей до "живых" чипов

Анастасия Башкатова

С 2026 года в стране начнется реализация масштабного нацпроекта, который объединит множество индустрий

0
2623
Бумажный научный космос

Бумажный научный космос

О перспективах отечественных исследований Луны, Венеры и не только

0
3643
Утвержден новый бюджет России, ОПЕК+ наращивает нефтедобычу

Утвержден новый бюджет России, ОПЕК+ наращивает нефтедобычу

Михаил Сергеев

0
3965

Другие новости