0
7524
Газета Образование Печатная версия

19.06.2024 18:07:00

Цифровые ассистенты педагогов появятся в школах очень скоро

Учителя не склонны воспринимать искусственный интеллект в качестве помощника

Тэги: учитель, бюрократическая нагрузка, трудозатраты, цифровые помощники, ии, проверка домашних заданий, образовательные программы


учитель, бюрократическая нагрузка, трудозатраты, цифровые помощники, ии, проверка домашних заданий, образовательные программы Замминистра просвещения РФ Денис Грибов стремится за счет использования ИИ освободить учителей от бюрократической нагрузки. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Российские учителя смогут применять в своей работе искусственный интеллект (ИИ) для того, чтобы проверять домашние задания учеников и планировать образовательные программы. Об этом сообщил замминистра просвещения РФ Денис Грибов, выступая в Казани на II Международном форуме министров образования «Формируя будущее».

Грибов также отметил, что «для российских учителей создаются специальные цифровые помощники – это поможет педагогам снизить бюрократическую нагрузку и больше времени посвятить ученикам».

Напомним, согласно Стратегии цифровой трансформации образования, подготовленной Минпросвещения РФ, к 2030 году с помощью различных нейросетей будет проверяться до половины домашних заданий школьников. За рубежом уже активно применяют ИИ при проверке заданий. Причем серьезные образовательные организации. Например, в Стэнфордском университете создана система оценки работ студентов по программированию.

В 2023 году в России стартовал пилотный проект по проверке сочинений учеников с помощью технологий искусственного интеллекта, разработанный в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Эта программа, как считают авторы инициативы, показывает точность на уровне немного превышающей по сравнению со средней разметкой преподавателя-эксперта. Меньше чем за минуту программа способна выявить фактические и смысловые ошибки в сочинении. Как сообщает пресс-служба НТИ: «За 30 секунд ИИ выявляет все типы смысловых ошибок (фактические, логические, речевые) в соответствии с критериями ЕГЭ и дает пояснения».

Новшество, анонсированное замминистра, должно порадовать в первую очередь учителей русского языка и литературы, истории и обществознания.

Конечно, реакция учителей на заявление о проверке заданий с помощью ИИ не заставила себя ждать. «Заживё-ё-ём! Ничего делать не надо будет: нажал на кнопку пару раз и сиди – жди зарплату!»; «Да пошлют вас вместе с вашими электронными дз. Дз нужно для закрепления материала, а не закрепления тыкания по клавиатуре!» – предрекает еще один педагог.

Обсуждающие новость напомнили о сомнительном результате проверки. «ИИ может разметить для проверяющего текст, высветить проблемные места в нем – но не в состоянии оценить глубину мысли, а не точность приведенного факта», – пишут учителя в соцсетях.

Хотя сами авторы инициативы сразу же отметают все подозрения в коварстве, заявив, как, например, Денис Грибов, что задача стоит «не заменить учителя, а всего лишь сократить его трудозатраты». И все же непонятно: как проверка домашних заданий попала, по мнению Грибова, в разряд «бюрократической нагрузки» на учителей, от которой их надо избавить? Например, один из педагогов отметил в соцсети: «Всё для счастья человека... вот и педагогический институт не нужен. А я, проверяя домашнее задание, провожу системный анализ: кто какие ошибки сделал, в каких заданиях больше всего неправильных ответов, с каким учеником на следующем уроке обсудить задание устно, какого ученика надо спросить письменно, а с кем надо поговорить после урока... И делаю это с учетом нескольких факторов: знания о способностях и мотивации ребенка, учет возрастных особенностей и уровня индивидуального развития, уровень влияния семьи и ближайшего окружения... Так выстраивается индивидуальная работа с каждым ребенком на последующих уроках». И с этим трудно не согласиться.

Как могут обращаться ученики с нейросетью, учителя в принципе себе представляют. Они же сами уже это и попробовали. Известен эксперимент, который в 2022 году провел учитель лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец. Вместе с коллегами Павловец получил доступ к нейросети GPT-3 и поставил ей задачу сгенерировать текст, соответствующий требованиям итогового сочинения. Тема школьного эссе, кстати, была «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?». Искусственный интеллект сгенерировал текст за две минуты. В дальнейшем «сочинение», выданное машиной на английском языке, перевели на русский с помощью переводчика «Яндекс». И полученный результат передали на проверку. Работа была зачтена.

Помимо всего прочего этот эксперимент ставит одну нетривиальную проблему: ИИ будет проверять решения, сгенерированные самим же искусственным интеллектом. Круг замкнулся. Педагогика обнулилась? Так что перспектива школьного образования в связи с грядущими событиями видится забавной: нейросеть за школьника пишет сочинение, которое проверяет ИИ.

Однако эксперты уверены, что инициатива с роботизированной проверкой будет иметь положительный эффект. Хотя бы... за счет оптимизации численности экзаменаторов. Впрочем, это очень сомнительно. 


Читайте также


Западные санкции не повлияли на сотрудничество России и Китая

Западные санкции не повлияли на сотрудничество России и Китая

Татьяна Астафьева

На VI Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме обсудили происходящие в мировой экономике изменения

0
891
Между "индустриальной элитой" и "заводской рутиной"

Между "индустриальной элитой" и "заводской рутиной"

Анастасия Башкатова

Каждый четвертый россиянин пока не уверен в престижности рабочих профессий

0
1031
Париж теряет доверие к выходцам из Центральной Азии

Париж теряет доверие к выходцам из Центральной Азии

Игорь Субботин

Франция старается обезопасить Олимпиаду от иностранных джихадистов

0
1213
Украина получит рекордный транш помощи от ЕС

Украина получит рекордный транш помощи от ЕС

Геннадий Петров

Еврокомиссии опять приходится преодолевать сопротивление Венгрии

0
1118

Другие новости