Раньше в начальной школе у детей проверяли скорость чтения. Сегодня этого нет. Фото РИА Новости
Депутат Госдумы Игорь Антропенко высказался против предложения вернуть в России 10-летнюю систему школьного образования. Мол, и при нынешней 11-летней программе школьники не всегда успевают освоить весь необходимый материал. Депутат также напомнил, что современные дети приходят в первый класс уже подготовленными – умея читать и считать благодаря дошкольному образованию. Но как раз в этом «успокоении» кроется фатальная ошибка.
Безусловно, депутат прав: времени, чтобы успеть за период обучения в школе освоить всю полноценно программу, катастрофически не хватает. Но при этом старт – первый год обучения в школе – был и остается жизненно важным для развития ребенка.
Исследования показывают явную связь между прогрессом детей в первый год обучения в школе и их последующей успеваемостью. Сошлемся на книгу команды авторов «Первый год в школе: международная перспектива».
Исследователи из разных стран провели начальную диагностику детей при входе в систему образования и измерение их индивидуального прогресса в течение первого года обучения в школе. За 20 лет использования методики измерения, созданной в Университете Дарема в Великобритании, этот инструмент позволил оценить около 2 млн детей в этой стране.
Исследователи Центра психометрики и измерений в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» разработали русскоязычную версию этой методики, адаптированную для первоклассников российских школ. В результате они обнаружили, что в конце учебного года дети, показавшие максимальный результат, так и остались в лидерах. То есть выравнивания школьников не произошло.
Согласно данным НИУ ВШЭ, около 14% первоклассников приходят в школу, не умея читать. 17% могут узнать отдельные слова. Почти половина детей (48%) способны осилить короткую историю, но затрудняются в пересказе. Всего лишь пятая часть первоклассников читает хорошо.
У нас нет закона, который устанавливает норму, когда и сколько ребенок-дошкольник должен читать. Есть ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который обязывает школы и сады учитывать индивидуальные особенности детей. Согласно данным нейрофизиологов, осваивать навыки чтения ребенок начинает в возрасте 5–7 лет. Все, что дети знают и умеют к первому классу, – это прежде всего заслуга семьи.
В начальной школе существуют несколько программ, по которым занимаются первоклассники, предлагаются разные учебно-методические комплексы (УМК). Например, «Начальная школа ХХI века». По признанию специалистов, достаточно сложная программа ориентирована на учеников с предварительной подготовкой, ее цель – развитие логического мышления. В ней много задач повышенной сложности по математике, которые выполняются учеником самостоятельно.
УМК по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработан еще советскими психологами. Задача комплекса – развитие критического мышления и самостоятельный анализ полученной информации. Эту систему обучения отличает способ подачи фактов. Если обычно идут «от простого к сложному», в данной программе – все наоборот. УМК «Перспектива» ставит своей целью повысить заинтересованность ребенка в обучении. Ее тоже выбирают в основном для тех детей, кто уже имеет какую-то подготовку перед школой. Любая тема начинается с проблемы, которую ученики должны решить, ведь при проработке «практических» знаний материал усваивается намного лучше. Еще есть УМК «Гармония» и другие.
Напрашивается вопрос: на кого рассчитаны эти учебники «от сложного к простому», если только пятая часть школьников умеет немного читать и писать? Кто по факту делает домашнее задание? Правильно: родители.
При этом надо учитывать, что Министерство просвещения периодически обновляет федеральный перечень учебников. Этот перечень включает учебную литературу, одобренную для использования в начальной, основной и средней школах. Новый список был зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2024 года, а предыдущий перечень, утвержденный в 2022 году, официально утратил силу. К 2029 году все школы России перейдут на единые учебники по всем предметам.
И самое печальное. Сегодня отношение учителей и общества в целом к обучению в начальной школе очень изменилось. Некоторые учителя выступают против «зубрежки» таблицы умножения, объясняя это тем, что «в попытке дать детям максимум знаний уже с начальной школы родители могут отбить у них интерес к учебе». Надо детей мотивировать, говорят они. В результате дети при переходе из начальной школы в среднюю (пятый класс) не знают таблицу умножения. Надо ли объяснять, что это тормозит решение задач в средней школе и в конечном счете гарантирует плохой результат ОГЭ и ЕГЭ? Раньше в начальной школе дети сдавали чтение на скорость, а сегодня не сдают. Между тем отсутствие навыков беглого чтения тормозит весь процесс освоения школьных предметов.
Это серьезное предупреждение тем, кто выбирает для своих детей «высокоуровневые» УМК. Может, все-таки перестать уповать на «мотивацию»? И приучать детей преодолевать лень?