0
7444
Газета Образование Печатная версия

12.11.2025 18:17:00

Наука о том, чему и как учить

Цифровая дидактика – это ничего не значащее понятие

Тэги: образование, цифровые технологии, цифровая дидактика, цели и содержание обучения


образование, цифровые технологии, цифровая дидактика, цели и содержание обучения Цифровые средства обучения не должны влиять на возможность ставить цели и отбирать содержание обучения. Фото РИА Новости

Если запросить интернет-справочники, что такое цифровая дидактика, то ответ будет такой: это область педагогики, которая изучает организацию образовательного процесса в условиях цифровизации и использования современных технологий. Также Сеть уточняет, что «цифровая дидактика меняет подходы к обучению на более современные и насыщенные». Но некоторые эксперты считают, что термин «цифровая дидактика» – это нежелательный сленг.

«В нашем представлении прилагательные «цифровой» и «цифровая» вполне допустимы к приборам или технологиям, но не к наукам или их областям и, конечно же, не к человеку. «Цифровая дидактика» или «цифровой учитель» – это сленг, применение которого в профессиональном общении ученых и педагогов, в именовании образовательных программ или, например, при подготовке педагогов-профессионалов крайне нежелателен», – разъяснил в беседе с «НГ» доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Вадим Гриншкун.

Понятие «цифровая дидактика» впервые появляется в отечественных научных публикациях в конце 2010-х. Его появление было связано с необходимостью замены исчерпавшего себя термина «информатизация образования», отражавшего первый этап цифровой трансформации образовательного процесса на основе использования учителями массовых общедоступных информационно-коммуникационных технологий.

В контексте развития образования в РФ понятие «цифровая дидактика» стоит в едином смысловом ряду с названиями национальных и федеральных программ и проектов – «Цифровая образовательная среда», «Цифровая экономика», «Кадры для цифровой экономики» и др.

Объективно, считает Вадим Гриншкун, с каждым годом появляется все больше людей, которые могут и желают обучаться с использованием тех или иных цифровых технологий. Например, непрерывно растет доля студентов, фиксирующих учебный материал в планшете, смартфоне, ноутбуке или с использованием каких-то других цифровых устройств.

Но учебный процесс, реализуемый по той или иной дисциплине, всегда определяется по следующему порядку: сначала постановка целей, затем формируется содержание обучения соответственно поставленным целям, потом – методы и формы обучения и средства обучения. В нашем случае – цифровые средства. То есть средства разрабатываются или отбираются с учетом уже известных целей, содержания, методов и форм обучения. Поэтому, считает Вадим Гриншкун, совершенно неверно идти по пути, когда под какие-то уже имеющиеся средства обучения, в том числе и цифровые, подгоняются или корректируются цели и содержание обучения.

Добавим, что зачастую «цифровая дидактика» лишь усложняет процесс обучения, выполняя роль «черного лебедя». Например, когда начинают глючить те же электронные доски или доступ в интернет становится очень неустойчивым, а то и вовсе пропадает.

Естественно, было бы глупо занимать позицию луддита по отношению ко всем новым информационным технологиям, появляющимся в мире: дополненная или виртуальная реальность, цифровая робототехника или искусственный интеллект, электронные доски и мультимедийные системы. Академик Гриншкун не отрицает влияния их на цели или содержание обучения. Более того, в некоторых случаях методы и формы обучения нельзя подобрать, если отсутствуют соответствующие цифровые средства. При этом он подчеркивает: наличие или отсутствие средств обучения в большинстве случаев не должно влиять на возможность ставить цели и отбирать содержание обучения.

Надо добавить, что споры на эту тему (цифровая дидактика – область науки или нет) продолжаются уже не первый год. Приведем выдержки из пленарной дискуссии V Международной научной конференции «Современная [цифровая] дидактика» (слово «цифровая» намеренно взято организаторами в специальные скобки). Конференция проходила в Московском городском педагогическом университете полтора года назад.

Руководитель направления по работе с вузами «Яндекс. Образования» кандидат педагогических наук Кирилл Баранников обратился к истории с GPT. «Никто не ожидал такого масштаба ее развития, – отметил спикер, – Хотя, как уже говорилось, сейчас есть спад оптимизма вокруг этой технологии. Еще буквально полгода назад казалось, что эта технология взорвет образование и все, что есть вокруг, но сейчас возникает ощущение, что вроде бы нет, этого не происходит». Технология GPT, по мнению спикера, станет всего лишь частью, а не кардинально все меняющей технологией.

Но при этом очень важно, что фактически она поставила вопрос о совмещении двух вещей. С одной стороны, супер-гиперперсонализации, когда действительно можно реализовать в учебном процессе поддержку в виде умных ИИ-ассистентов... А с другой стороны, доступность этих технологий для всех совершенно не меняет содержание образования. 


Читайте также


1. Детей мигрантов начали тестировать на знание русского языка

1. Детей мигрантов начали тестировать на знание русского языка

У большинства иностранных граждан возникли серьезные проблемы с прохождением экзамена

0
1224
2. Основной государственный экзамен сокращен до двух предметов

2. Основной государственный экзамен сокращен до двух предметов

Эксперимент, устанавливающий новый порядок сдачи ОГЭ, продлят до 2029 года

0
1340
3. Введена трехлетняя послевузовская отработка для врачей

3. Введена трехлетняя послевузовская отработка для врачей

Закон, переполошивший университеты страны, призван решить проблему нехватки медиков

0
1376
4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

Предметы социогуманитарного блока начнут изучать и в инженерно-технических высших учебных заведениях

0
1113