Цифровые средства обучения не должны влиять на возможность ставить цели и отбирать содержание обучения. Фото РИА Новости
Если запросить интернет-справочники, что такое цифровая дидактика, то ответ будет такой: это область педагогики, которая изучает организацию образовательного процесса в условиях цифровизации и использования современных технологий. Также Сеть уточняет, что «цифровая дидактика меняет подходы к обучению на более современные и насыщенные». Но некоторые эксперты считают, что термин «цифровая дидактика» – это нежелательный сленг.
«В нашем представлении прилагательные «цифровой» и «цифровая» вполне допустимы к приборам или технологиям, но не к наукам или их областям и, конечно же, не к человеку. «Цифровая дидактика» или «цифровой учитель» – это сленг, применение которого в профессиональном общении ученых и педагогов, в именовании образовательных программ или, например, при подготовке педагогов-профессионалов крайне нежелателен», – разъяснил в беседе с «НГ» доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Вадим Гриншкун.
Понятие «цифровая дидактика» впервые появляется в отечественных научных публикациях в конце 2010-х. Его появление было связано с необходимостью замены исчерпавшего себя термина «информатизация образования», отражавшего первый этап цифровой трансформации образовательного процесса на основе использования учителями массовых общедоступных информационно-коммуникационных технологий.
В контексте развития образования в РФ понятие «цифровая дидактика» стоит в едином смысловом ряду с названиями национальных и федеральных программ и проектов – «Цифровая образовательная среда», «Цифровая экономика», «Кадры для цифровой экономики» и др.
Объективно, считает Вадим Гриншкун, с каждым годом появляется все больше людей, которые могут и желают обучаться с использованием тех или иных цифровых технологий. Например, непрерывно растет доля студентов, фиксирующих учебный материал в планшете, смартфоне, ноутбуке или с использованием каких-то других цифровых устройств.
Но учебный процесс, реализуемый по той или иной дисциплине, всегда определяется по следующему порядку: сначала постановка целей, затем формируется содержание обучения соответственно поставленным целям, потом – методы и формы обучения и средства обучения. В нашем случае – цифровые средства. То есть средства разрабатываются или отбираются с учетом уже известных целей, содержания, методов и форм обучения. Поэтому, считает Вадим Гриншкун, совершенно неверно идти по пути, когда под какие-то уже имеющиеся средства обучения, в том числе и цифровые, подгоняются или корректируются цели и содержание обучения.
Добавим, что зачастую «цифровая дидактика» лишь усложняет процесс обучения, выполняя роль «черного лебедя». Например, когда начинают глючить те же электронные доски или доступ в интернет становится очень неустойчивым, а то и вовсе пропадает.
Естественно, было бы глупо занимать позицию луддита по отношению ко всем новым информационным технологиям, появляющимся в мире: дополненная или виртуальная реальность, цифровая робототехника или искусственный интеллект, электронные доски и мультимедийные системы. Академик Гриншкун не отрицает влияния их на цели или содержание обучения. Более того, в некоторых случаях методы и формы обучения нельзя подобрать, если отсутствуют соответствующие цифровые средства. При этом он подчеркивает: наличие или отсутствие средств обучения в большинстве случаев не должно влиять на возможность ставить цели и отбирать содержание обучения.
Надо добавить, что споры на эту тему (цифровая дидактика – область науки или нет) продолжаются уже не первый год. Приведем выдержки из пленарной дискуссии V Международной научной конференции «Современная [цифровая] дидактика» (слово «цифровая» намеренно взято организаторами в специальные скобки). Конференция проходила в Московском городском педагогическом университете полтора года назад.
Руководитель направления по работе с вузами «Яндекс. Образования» кандидат педагогических наук Кирилл Баранников обратился к истории с GPT. «Никто не ожидал такого масштаба ее развития, – отметил спикер, – Хотя, как уже говорилось, сейчас есть спад оптимизма вокруг этой технологии. Еще буквально полгода назад казалось, что эта технология взорвет образование и все, что есть вокруг, но сейчас возникает ощущение, что вроде бы нет, этого не происходит». Технология GPT, по мнению спикера, станет всего лишь частью, а не кардинально все меняющей технологией.
Но при этом очень важно, что фактически она поставила вопрос о совмещении двух вещей. С одной стороны, супер-гиперперсонализации, когда действительно можно реализовать в учебном процессе поддержку в виде умных ИИ-ассистентов... А с другой стороны, доступность этих технологий для всех совершенно не меняет содержание образования.

