В первую очередь изменения коснутся гуманитарных направлений, в том числе рекламы, журналистики и издательского дела. Фото из Telegram-канала «Журфак МГУ»
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что в России наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сфере медиа. При этом в университетах страны профильное образование получают почти 123 тыс. студентов. Разговор на эту тему случился на совещании, посвященном повышению качества подготовки кадров для медиаотрасли.
«Недостатка в количестве тех, кого учат для работы в медиаотрасли, мы не наблюдаем, – публикует отчет о совещании пресс-служба министра. – При этом, как и в ряде других отраслей экономики и социальной сферы, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: при большом количестве обучающихся наблюдается дефицит квалифицированных кадров в отрасли».
Напомним, что ранее Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон о регулировании объемов платного обучения в вузах. Согласно этому документу, если раньше университеты сами решали, сколько студентов-контрактников принять на учебу, то теперь определять предельное количество мест, а также условия и порядок выдачи образовательных кредитов будет правительство. Под «раздачу» попадают в первую очередь гуманитарные направления, в том числе реклама, журналистика и издательское дело.
На совещании министр отметил, что содержание образовательных программ требует пересмотра. Во-первых, из-за совпадения «значительного числа дисциплин в учебных планах разных направлений», а во-вторых, из-за того, что подготовка кадров для сферы медиа ведется в том числе и в непрофильных университетах.
Кроме этого, на суд приглашенных медиаперсон Валерий Фальков вынес ряд других предложений по повышению качества подготовки кадров для медиасферы. В частности, меры привлечения молодежи в отрасль, проработка кадрового прогноза рынка труда, перезагрузка федерального учебно-методического объединения, при которой половина его состава будет формироваться из работодателей.
«Мы считаем, что настало время для создания саморегулируемой общественной организации ведущих вузов, которая выработает предложения по повышению качества образования и подготовки кадров для медиасферы, а также по модернизации содержания этих программ в рамках новой модели высшего образования», – приводит слова Валерия Фалькова пресс-служба Минобрнауки.
Приглашенные представители средств массовой информации, в основном медийные персоны, поддержали предложение министра и высказали свои предложения для повышения качества подготовки специалистов этой отрасли.
В частности, заместитель генерального директора, директор дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов объявил, что не мешало бы вернуть практику предъявления творческого портфолио (абитуриент представлял материалы, опубликованные в СМИ). Генеральный директор международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев высказал пожелание, чтобы выпускники, которые придут работать в СМИ, были «связаны с текущей повесткой и обладали компетенциями в сфере искусственного интеллекта». Военный журналист, специальный корреспондент ДИП «Вести» ВГТРК Александр Сладков озвучил популярную сегодня идею наставничества, чтобы каждое СМИ имело «школу молодого журналиста». И еще прозвучало предложение привлекать к работе с юным поколением журналистов-практиков.
Совещание затронуло самый верх проблем. Фронт работы определен. Во-первых, продолжить линию на сокращение числа университетов и направлений подготовки (по большей части гуманитарной направленности). Во-вторых, есть необходимость добиться от кафедр и факультетов вузов перестройки учебного процесса в соответствии с вызовами времени (в частности, с влиянием ИИ). И в-третьих, важным видится привлечение к работе со студентами практиков и работодателей.
Подводная же часть проблем заключается в том, что над всем этим стоят сложные мировые процессы. Пока еще не совсем изученные и отслеженные. Хотя невозможно, например, не заметить, что идет отток телевизионной аудитории в соцсети. А многие печатные СМИ не спешат или не имеют возможности перестроить свои бизнес-модели. И у них тоже случаются большие неприятности. Например, на днях газета The Washington Post начала процесс сокращения штата, включая увольнение около 300 журналистов. Издание готовится уволить порядка 30% всех своих сотрудников – как работников коммерческого отдела, так и непосредственно журналистов (последних в издании – около 800).
С другой стороны, с каждым днем нарастает потребность в профессиональных журналистах, потому что с развитием ИИ и его влиянием на аудиторию растет вал откровенной лжи. Свежий пример про соцсетевые фейки с сугробами «до десятого этажа» на Камчатке, разоблачением которых занимались профессиональные корреспонденты.
Невозможно не заметить, что психическое здоровье нации в ближайшем будущем и в перспективе будет в значительной степени зависеть от СМИ, их количества, качества, степени их независимости и профессионализма. В связи с этим, может, и не так плоха идея открытия кафедр журналистики в непрофильных вузах? Чем плоха, например, такая кафедра в МИФИ или МФТИ? Вообще ряды научных журналистов надо в срочном порядке увеличивать.
А вот что касается портфолио, то почему бы здесь не довериться выбору университета? Кстати, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова приветствует ту историю, что перестали собирать с абитуриентов их материалы, напечатанные в профессиональных СМИ. И с ней солидарны многие ее коллеги.

