0
2838
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.09.2010 00:00:00

Нужен ли картель

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - доктор экономических наук, профессор (Центр энергетической политики Института Европы РАН).

Тэги: опек, газ


опек, газ Важные для мира решения часто принимаются в кулуарах международных форумов.
Фото автора

Задолго до шестой встречи Форума стран – экспортеров газа (GECF, 2007 год) по инициативе России обсуждалась бизнес-концепция некоей альянса стран – производителей газа. На данном форуме эта инициатива была сформулирована как необходимость создания некоего газовой ОПЕК. Предполагалось, что производители газа приблизились к пониманию необходимости координации действий при поставках газового топлива на внешние рынки. В частности, глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявлял в тот период, что «крупнейшие мировые производители газа уже не конкуренты, а союзники».

Однако позже грянул мировой финансовый кризис, резко изменились параметры энергетического рынка. Расширились масштабы и сферы применения СПГ, новых технологий добычи природного газа из сланцевых пород, возросла глубина переработки нефтяного сырья. Упал европейский импорт трубопроводного газа.

За 2009 год валовая добыча газа в России упала на 12,4% (то есть до 582,4 млрд. куб. м), в том числе «Газпром» снизил добычу на 16% (до 62,2 млрд. куб. м). Снизилась и рыночная капитализация: в 2009 году в 4–5 раз, в первом квартале 2010 года – в 1,5–2 раза. Экспортные цены на природный газ упали в 1,5–2 раза. Как следствие – ухудшились условия привлечения заемных средств. Возросли дебиторская задолженность и неплатежи за поставленную продукцию, в том числе со стороны важнейших стран-партнеров, а внутри страны увеличились неплатежи населения.

Если посмотреть на таблицу с параметрами цены на российский газ на рынке Европы, созданную по прогнозам независимых экспертов, то можно сделать вывод: цена на природный газ в ближайшее время не вернется к ранее достигнутому максимуму.

Напротив, гендиректор «Газпромэкспорта» Александр Медведев предсказывает резкое подорожание газа. «По нашему мнению, до 2012 года цены достигнут докризисного уровня», – заявил он в интервью немецкому изданию The Financial Times Deutschland. Фактически это предполагает, что цена на газ через два года увеличится почти в два раза – до 600 долл. за 1000 куб. м.

Кроме того, Александр Медведев считает, что в долгосрочной перспективе спрос на газ будет увеличиваться как в России, так и за рубежом. По его оценкам, к 2020 году доля «Газпрома» на европейском рынке составит более 30%, тогда как даже «до кризиса» этот показатель не превышал 26%.

В самом деле на первый взгляд пострадавший в мировой экономический кризис рынок энергии восстанавливается, и показатели спроса на топливо в России растут ускоренными темпами. Однако в странах Европы восстановление идет более плавно, и уже поэтому достичь прежних параметров энергетического рынка вряд ли получится.

Велика конкуренция российскому газу как со стороны других производителей природного газа, так и поставщиков сжиженного газа. Кроме того, Европа не раз декларировала принцип ограничения газовой зависимости от России. Существенных причин для роста потребления именно российского газа на Европейском континенте не видно.

По нашему мнению, в Европе уровень спроса на газ 2008 года восстановится не раньше 2020 года – 542 млрд. куб. м, а к 2030 году он снова сократится до 525 млрд. куб. м. Общемировой спрос на газ упадет на 5% к 2015 году и на 17% – к 2030 году. В результате к 2015 году появятся избыточные мощности в размере 250 млрд. куб. м.

В целом рынок газа в Европе сокращается, в связи с этим главной задачей газовой ОПЕК должно стать противодействие альянсу стран-потребителей в их стремлении перераспределить доходы от торговли природным газом в свою пользу. Эти страны хотели бы приобретать газ на границе ЕС по оптовым ценам, не разрешая экспортерам торговать непосредственно на розничном рынке Европы. Цель проектируемого альянса газовой ОПЕК, напротив, в том, чтобы основная часть разницы между розничными и оптовыми ценами оставалась странам – производителям газа.

Именно по этой причине в Европе рассматривают газовую ОПЕК не как бизнес-проект, а как политический инструмент, с помощью которого страны, богатые газом, будут монопольно диктовать свою волю странам-потребителям, рыночная экономика которых построена на свободе конкуренции и не сможет противостоять диктату картеля.

Крупнейшим потребителем газа являются США. Сейчас американцы резко увеличили потребление сланцевого газа, составляющего уже 9% газового баланса.Некоторые эксперты полагают, что благодаря ему в перспективе США могут начать экспорт сжиженного газа в Европу. Рынки природного газа и СПГ по технологическим и экономическим параметрам лишь соприкасаются и требуют различных методов регулирования. Вместе с тем поставки СПГ в Европу сильно снизили цену на природный «трубный» газ; Россия не имеет океанских портов для экспорта СПГ, а также и современных технологий для его сжижения.

Крупнейшие импортеры природного газа – это страны ЕС и Япония, однако дальневосточное направление в проекте газовой ОПЕК не учитывается.

Поставки газа рассматривались в качестве энергоресурса, способного контролировать баланс энергопотребления стран ЕС. Инициаторами нового газового картеля выступали Россия и Иран – лидеры по запасам и экспорту газа (Россия занимает 1-е место в мире по запасам газа – 47 трлн. куб. м, Иран – 2-е место, 26 трлн. куб. м), а также Алжир. Эти три страны владеют 60% мировых запасов природного газа.

В первой шестерке кандидатов – четыре страны – производители газа, входящие в МЭА: Канада, Великобритания, Норвегия, Нидерланды. И здесь кроется основное отличие от нефтяной ОПЕК. Россия и четыре страны МЭА – не только производители, но и крупные потребители собственного газа. В США, России и Великобритании 65–85% добываемого газа потребляется внутри страны. Их экономики заинтересованы в низких ценах на энергоносители для собственного потребителя. И этот двойной стандарт цен противоречит принципам экономической интеграции. Если исходить из такой логики, то Россия на долгосрочную перспективу не может быть заинтересована в повышении цен: российские потребители уже сейчас закупают 70% российского газа.

Предполагается, что в будущем разница между российскими и европейскими ценами на газ будет равна лишь стоимости транспортировки и ограничениям ценовой состязательности мирового рынка. Показательно, что европейская система энергоснабжения уже сейчас зависит от стран – поставщиков газа в более высокой степени, чем даже от нефтяного картеля ОПЕК.

Цели Евросоюза в развитии экономик стран-участниц сейчас достигаются путем либерализации ценообразования. Конкурируют два пути: применение традиционного механизма конкурентного рынка, отражающего издержки производства, или образование газового картеля по аналогии с ОПЕК.

Итак, имеются две противоречивые тенденции: усиление рыночного начала в потреблении газа и, напротив, олигопольные действия стран-производителей. Анализ мнений европейских экспертов позволяет понять позицию Запада по вопросу регулирования газового импорта.

Независимые оценки стоимости газа
Год 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз) 2012 (прогноз)
Долл./1000 куб. м 660–407 250–280 290–310 330 350–360

По их мнению, основной фактор нестабильности в том, что Россия не хочет потерять политический контроль над газовыми ресурсами, и прежде всего над строительством газопроводов. В качестве аргумента выдвигается тезис о том, что специфика газовой отрасли предполагает концентрацию капитала и усиление роли государства. Вопрос в том, куда прикладывать мощь государства.

Требуются магистральные газопроводы, миллиардные капиталовложения, а возможные конфликты со странами-транзитерами располагают производителей газа к формированию монополистической экономики. Стоимость реконструкции газотранспортных сетей настолько велика, что национальные компании зачастую не имеют достаточно капитала для этого.

Замещение газа углем, развитие новых газовых провинций займет 10–15 лет, на этот период необходима стабильность газового рынка. Поэтому даже разговоры о создании газовой ОПЕК могут поставить под вопрос перспективы освоения новых запасов и видов энергии.

Доводов против активного участия России в создании газового картеля как минимум два. Первый – любой альянс с Ираном и иными авторитарными режимами вызовет негативные последствия для имиджа России в мировом сообществе. Второй – Россия уже сейчас в значительной степени контролирует газовый экспорт своих азиатских соседей.

Доводов «за газовый картель, но с оговорками» тоже два. Во-первых, Евросоюз уже представляет собой четко организованный картель покупателей российского газа, основанный на не ратифицированной нашей страной «Энергетической хартии». В этих условиях нельзя отвергать возможности встречной координации интересов стран-экспортеров.

Во-вторых, желательно находить общие экономические интересы и точки соприкосновения с транзитными странами. Сотрудничество в энергетической сфере, если разделить политику и экономику, вполне возможно, пусть и не в форме международного газового картеля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
601
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
493
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
750
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
558

Другие новости