0
9963
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.12.2013 00:01:00

Азиатский интеграционный треугольник

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: китай, политика, экономика


китай, политика, экономика Китай сегодня превратился в одну из могущественных держав мира, имеющих свои интересы в том числе и на постсоветском пространстве. Пропагандистский плакат 50-х годов

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в страны Центральной Азии, состоявшийся в сентябре текущего года, открыл новый этап внешней политики Китая в регионе. Пекин продемонстрировал свои геополитические устремления, которые в перспективе способны обострить российско-китайское взаимодействие в Центральной Азии.

Энергетическая политика Китая

Для Китая страны Центральной Азии имеют стратегическое значение из-за наличия углеводородных ресурсов. Не случайно главной темой, обсуждаемой в ходе последнего визита председателя КНР в страны Центральной Азии, стали вопросы дальнейшего расширения энергетического сотрудничества, которые Пекин рассматривает через призму своего текущего экономического развития и реализации долгосрочных интересов.

За последнее десятилетие Китай принял активное участие в проектах по развитию экономики стран Центральной Азии, превратившись в стратегического партнера. Взаимодействуя с Пекином, страны Центральной Азии в основном решают задачи экономического развития, добиваясь, таким образом, социально-экономической стабильности. Китай, бросая в регион значительные финансовые ресурсы, соотносит потребности своей экономики в углеводородных ресурсах с геополитическими устремлениями.

Особое значение Китай придает отношениям с Казахстаном, углеводородные ресурсы которого давно находятся в фокусе внимания Пекина. В ходе визита председателя КНР в Казахстан китайская сторона подкрепила свои устремления соглашениями на сумму в 30 млрд долл. В соответствии с Декларацией о стратегическом партнерстве, подписанной лидерами двух стран, стороны договорились углублять взаимодействие, и в первую очередь в сфере энергетики. Пекин заявил о готовности продолжить участие в энергетических проектах. Прежде всего в разработке новых месторождений, эксплуатация которых обеспечит увеличение добычи нефти и газа.

Пекин рассматривает центральноазиатское пространство в качестве территории, контроль над которой обеспечит доступ к шельфу Каспийского моря, располагающего значительными запасами нефти и газа. Отражением возрастающего внимания Китая к каспийским ресурсам стало приобретение Пекином за 5 млрд долл. доли в нефтегазовом месторождении «Кашаган» (Казахстан), расположенном на шельфе Каспийского моря. Помимо этого КНР обязалась вложить еще больший объем средств в осуществление инфраструктурных проектов.

Расширению сотрудничества Китая со странами региона способствуют географическая близость и заинтересованность стран Центральной Азии в разработке месторождений нефти и газа. Мощным аргументом Пекина в продвижении своих интересов стали дешевые кредиты, а также готовность нести дополнительные затраты, прежде всего связанные с развитием инфраструктуры стран Центральной Азии. Только в последние годы Казахстан получил примерно 20 млрд долл. в виде кредитов для осуществления энергетических проектов.

Китайские нефтегазовые активы, приобретенные за последнее десятилетие в странах Центральной Азии, стали мощным инструментом политического влияния Пекина в странах региона. Так, доля Китая в нефтегазовом секторе Казахстана стремительно выросла и, по разным оценкам, составляет примерно 25%. При этом отмечается стремительная динамика увеличения доли китайских компаний в нефтегазовых проектах.

Активное кредитование экономики стран Центральной Азии и приобретение активов в нефтегазовом секторе стран региона позволило Китаю добиться снижения цен на углеводородные ресурсы. Подобные успехи Пекина не только усилили геополитические позиции Пекина, но и позволили вести торг с Россией по вопросам цены на российские углеводороды. Кроме того, Пекин фактически свел к политическим заявлениям сотрудничество стран Центральной Азии с ЕС.

В то же время Пекин наращивает усилия по формированию в регионе новой трубопроводной инфраструктуры. Кредит, предоставленный Китаем на строительство новой ветки газопровода из Туркменистана, направлен на дальнейшее расширение его присутствия в энергетическом секторе стран Центральной Азии. Данный трубопровод закрепляет поставку газовых ресурсов Центральной Азии в китайском направлении. Первая ветка туркменско-китайского газопровода была сдана в эксплуатацию в 2009 году, запуск третьей планируется в 2014 году. Новая ветка газопровода должна увеличить экспорт газа в Китай на 25 млрд куб. м. В результате мощность трубопровода Туркменистан–Китай должен составить 65 млрд куб. м, хотя первоначально его пропускную способность планировалось довести до 40 млрд куб. м.

Масштабные проекты в сфере добычи и транспортировки углеводородов выступают в качестве инструмента китайской политики в реализации долгосрочных интересов. Пекин рассчитывает установить контроль над природными ресурсами стран региона с целью их последующего интенсивного использования. Подобная ресурсная политика Китая в Центральной Азии лишает страны региона перспектив.

Российская политика в регионе

На фоне активности Пекина в Центральной Азии успехи российской региональной политики в целом выглядят скромно. Многочисленные соглашения, подписанные Россией с Туркменистаном и Узбекистаном, не сказались на характере двусторонних отношений. Инициативы России в реализации Прикаспийского газопровода, предложения по координации политики в сфере добычи и экспорта углеводородов оказались не востребованы. Страны региона сохраняют в отношениях с Россией дистанцию, одновременно расширяя политическое и энергетическое сотрудничество с западными государствами и Китаем, влияние которого продолжает возрастать.

Снижение российского влияния в регионе обусловлено объективными факторами. Россия располагает ограниченными возможностями в развитии энергетического сотрудничества со странами региона. Объем российских инвестиций в страны Центральной Азии значительно уступает китайским вложениям. Наиболее динамично Россия развивает отношения с Казахстаном.

Торгово-экономическое сотрудничество двух стран тесно переплетается с энергетическим взаимодействием. Так, российское направление экспорта казахстанских углеводородов является для Астаны ключевым. В свою очередь, Россия активно продвигает реализацию нефтепровода Тенгиз–Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум), который обеспечивает связь западноказахстанских месторождений с черноморскими нефтяными терминалами. Кроме того, участие Казахстана в формировании Таможенного союза с перспективой реализации проекта Евразийского экономического союза обеспечивает высокий уровень многостороннего и двустороннего сотрудничества.

Конкуренция интеграционных проектов

В последнее десятилетие ключевым многосторонним механизмом взаимодействия России и Китая в Центральной Азии выступала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). До последнего времени считалось, что интересы России и Китая в Центральной Азии совпадают. По крайней мере по ключевым вопросам.

В политике России в рамках ШОС превалировала идея расширения взаимодействия по вопросам региональной безопасности и создания механизма многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. Кроме того, на начальном этапе развития организации в России популярной была идея совместного противодействия проникновению в регион США. Стоит отметить, что Пекин активно поддерживал российские инициативы в решении данных проблем и одновременно, в рамках ШОС, проводил собственную политику, мало считаясь с интересами России. Так, российско-китайское энергетическое сотрудничество, которое в Москве рассматривали в качестве альтернативы европейскому направлению экспорта нефти и газа, за многие годы практически не вышло за рамки обсуждения. Более того, в условиях получения Пекином доступа к дешевым углеводородам Центральной Азии и отсутствия у Москвы рычагов воздействия на страны региона, значение и привлекательность российско-китайского энергетического сотрудничества для Китая снизилось. В итоге Пекин получил возможность добиваться от Москвы значительных уступок в вопросах цены на энергоресурсы и в то же время через освоение углеводородных ресурсов в странах региона и строительство новых трубопроводов в направлении Китая расширить энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии. При этом Пекин всячески избегал обострения отношений с Россией.

neftegazt.jpg
Благодаря китайской поддержке Туркменистан
активно наращивает поставки углеводородов в КНР.
Фото Reuters

Политика Китая в Центральной Азии изначально была направлена на изменение соотношения сил в регионе. Пекин, для которого Центральная Азия представляла ключевое значение в вопросах политического сотрудничества и энергетической безопасности, был не заинтересован в усилении влияния России. Так, Пекин не был заинтересован в усилении влияния ЕС, который предлагал странам Центральной Азии участвовать в новых трубопроводных проектах. Их реализация не отвечает интересам Пекина, который стремится замкнуть на себя все углеводородные ресурсы стран Центральной Азии.

Участие в ШОС позволило Пекину практически беспрепятственно осуществлять торгово-экономическую экспансию в страны Центральной Азии и облегчило доступ к энергетическим ресурсам региона. По мере укрепления позиций Пекина в Центральной Азии в качестве ключевого игрока менялись акценты китайской политики. Вопросы регионального сотрудничества с Россией в Центральной Азии, в том числе и в сфере энергетики, стали отходить на второй план, уступая место усилиям, направленным на дальнейшее изменение баланса сил в регионе. Получение надежного доступа к месторождениям нефти и газа наряду с реализацией инфраструктурных проектов стало одной из приоритетных задач китайской политики на евразийском пространстве.

В этом контексте планы России по созданию Евразийского экономического союза противоречат долгосрочным интересам Китая. Тем более что в рамках данного интеграционного проекта Россия преследует цели, которые не ограничиваются развитием экономических связей и расширением энергетического сотрудничества. Речь идет о сохранении влияния России в Центральной Азии.

Настойчивые усилия России по созданию Евразийского экономического союза подтолкнули Пекин к расширению энергетического сотрудничества со странами Центральной Азии и прежде всего с Казахстаном. Через экономическое сотрудничество и активное участие в разработке углеводородных месторождений Китай стремится влиять на позиции Астаны, склоняя казахстанское руководство к пересмотру внешнеполитических приоритетов. В реализации своей политики Пекин заинтересован использовать трудности, с которыми сталкиваются страны Таможенного союза.

Несовпадение геополитических интересов и заинтересованность в получении надежного доступа к сырьевым ресурсам Центральной Азии ведет к усилению конкуренции между Россией и Китаем. По мере развития интеграционных проектов их интересы могут расходиться. Тем более что Китай заинтересован адаптировать ШОС под свои интересы, сместив акценты в деятельности данной организации: от вопросов региональной безопасности в сторону расширения экономического и энергетического сотрудничества. Исходя из этого, Китай предлагает проекты, которые должны обеспечить ему в регионе лидирующие позиции. Речь идет о создании в рамках ШОС зоны свободной торговли, которую Пекин продвигает не первый год.

Новый этап внешней политики Китая, как и новое состояние стран Центральной Азии, должны учитываться Россией при отстаивании своих интересов в регионе. Период развития постсоветского пространства, при котором российские интеграционные проекты сталкивались только с политическим неприятием, уходит в прошлое. Китай открыто и недвусмысленно дает понять, что для установления полного контроля над странами Центральной Азии готов пойти на значительные экономические затраты. Соответственно одновременная реализация проекта Евразийского экономического союза и планов Пекина в Центральной Азии будет усиливать конкуренцию между Россией и Китаем за влияние на страны региона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
923
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1242
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
955
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости