0
11263
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.11.2014 00:01:00

Настоящее и будущее энергетики в России

Алексей Мастепанов

Об авторе: Алексей Михайлович Мастепанов – доктор экономических наук, академик РАЕН, руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности – заместитель директора ИПНГ РАН, член совета директоров Института энергетической стратегии.

Тэги: энергетика, россия, экономика


энергетика, россия, экономика Российское отставание в производстве современного оборудования для нефтегазовой промышленности все увеличивается. Фото 1895 года

В редакционной статье журнала «Бурение и нефть» (см. №10 за 2014 год) я натолкнулся на такую фразу:  «...в последние15 лет многократно на всевозможных форумах, конференциях, в публикациях известные ученые, авторитетные практики говорили о том, что топливно-энергетический комплекс может и должен стать локомотивом развития российской экономики, источником финансирования ускоренной модернизации промышленного производства, фундаментальной и прикладной науки. Однако эти призывы действительно остались «гласом вопиющего в пустыне».

Эта фраза, как говорится, задела за живое. Ведь это же сказано и о нас (обо мне, моих коллегах, единомышленниках), о нашей деятельности: наших выступлениях, статьях, книгах.

Два последних десятилетия  Россия все больше и больше интегрировалась в окружающий мир, в результате чего была достигнута высокая степень открытости отечественной экономики, а  внешние факторы, и прежде всего мировые цены на нефть,  стали оказывать огромное влияние на все воспроизводственные процессы в  энергетике  страны.  Со вступлением России в ВТО и по мере развертывания процессов глобализации эта тенденция при сохранении уже ставшей традиционной для страны экспортно-сырьевой модели экономики будет только усиливаться, а развитие энергетики  все больше и больше будет определяться  именно внешними (экзогенными) факторами.

В то же время события последних месяцев еще раз убедительно продемонстрировали, что экономика России при всей ее открытости и интеграции в окружающий мир должна быть самодостаточной и опираться прежде всего на собственные  ресурсы,   собственные и адаптированные технологии.

В современном мире именно технологии определяют экономическое и военное могущество страны. Именно  они оказывают и будут оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие мировых энергетических рынков, изменят «расстановку сил» и деление государств на страны-экспортеры и страны-импортеры, приведут к ожесточенной конкурентной борьбе между различными источниками нефти, газа и районами их производства. Так, «сланцевая революция» и другие подобные технологические и технико-экономические новинки будут все больше обострять  конкуренцию на международных  рынках нефти и газа, угрожая   сжатием или даже закрытием некоторых из них для импортных, в том числе и российских, энергоресурсов.

 И руководство страны, и российские нефтегазовые компании должны быть к такой ситуации готовы. И надо четко осознавать, что России и ее нефтегазовой отрасли угрожает не сама «сланцевая революция», а технологическое отставание, невосприимчивость к продуцированию новых технологий последнего поколения. Отставание, которое  может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. Поэтому «сланцевая революция», как и наложенные экономические санкции,  должна стать для нефтегазовой отрасли России  прежде всего стимулом для снижения издержек в производстве и транспорте нефти, газа и других энергоносителей, а в целом – для ускоренного перехода экономики России на ресурсно-инновационный путь развития.

Энергетический комплекс России имеет значительный потенциал формирования спроса на отечественную наукоемкую и инновационно-технологичную продукцию.  Однако взаимодействие энергетики и инновационно ориентированного пути развития пока еще весьма слабо. Зависимость от импортного технологического оборудования не просто велика. Она продолжает расти. Анализ, проведенный Минэнерго  и Минпромом, показал, что около 60% оборудования, приобретаемого и используемого сегодня в угледобыче, это импортное оборудование. В нефтегазовой отрасли его доля составляет 24–25%.  И это при том, что целевая установка действующей Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) однозначна: потребность отраслей ТЭК к 2030 году в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. Доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования должна составить на конец первого этапа реализации стратегии не более 12%, второго этапа –  не более 8%, а к 2030 году она должна снизиться до 3–5%. 

И санкции, введенные против России,  должны дать дополнительный стимул  реализации этой целевой установки ЭС-2030, развитию импортозамещения,  позитивным сдвигам в вопросе локализации производимого для нужд ТЭКа оборудования, восстановлению инновационного процесса в целом и отказу от экспортно-сырьевой  модели развития экономики России в пользу  перехода к ресурсно-инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

В последние годы много говорится об освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа. Основные надежды на реализацию этих планов в руководстве страны и ее нефтегазовых компаний  связывают с международным сотрудничеством, в ходе которого российские компании освоят современные технологии и технические средства морской геологоразведки и нефтегазодобычи, получившие широкое развитие и применение за рубежом. Для этого подписан ряд соглашений с компаниями ExxonMobil, Total, ENI, Statoil, CNPC и др. Однако, как отмечают специалисты, наша страна уже сейчас представляет собой огромный рынок потребления зарубежных технологий, технических средств, новых материалов. Хватит ли у нас природных богатств, чтобы за все это платить? И на какой срок их хватит, если мы потеряем возможность активно участвовать в современном техническом прогрессе и будем лишь грамотным потребителем зарубежных разработок? Вот где угроза нашей национальной безопасности, а возможно, и всей нашей независимости.

 И санкции, будем надеяться, позволят поубавить чрезмерную эйфорию и веру некоторых наших руководителей нефтегазовой сферы, что международное сотрудничество способно решить все проблемы России в долгосрочном обеспечении углеводородами.

В складывающихся условиях необходимо признать высшим приоритетом энергетической политики России в части развития нефтегазовой отрасли создание отечественных и адаптирование зарубежных технологий, особенно тех, которые обеспечивают значительное снижение издержек производства по всей цепочке  –  добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа. На внешних рынках без дешевых углеводородов Россия потеряет свои конкурентные преимущества как экспортер нефти и газа. На внутреннем рынке, в тех природно-климатических и географических условиях, в которых находится экономика страны, без дешевых углеводородов (в частности, без дешевого газа – источника энергии и сырья для газохимии) о ее конкурентоспособности  не приходится даже мечтать. А потеря экономической конкурентоспособности,  в свою очередь,  грозит возможностью  вызвать в России длительную экономическую рецессию и масштабный политический кризис.

Министры иностранных дел Эстонии Урмас Паэт ,Великобритании Уильям Хейг и Франции Лоран Фабиус планируют  антироссийские санкции.	Фото Reuters
Министры иностранных дел Эстонии Урмас
Паэт, Великобритании Уильям Хейг и Франции
 Лоран Фабиус планируют  антироссийские
санкции. Фото Reuters

Кстати, эту зависимость (дешевые нефть и газ – рост конкурентоспособности экономики) отлично понимают, например, в США, создавая все условия для развития добычи нетрадиционных нефти и газа.

Другой важнейшей задачей и одновременно приоритетным  направлением всей  государственной научно-технической политики  является  создание в России совместными усилиями государства и нефтегазовых  компаний принципиально новых малотоннажных нефтегазохимических технологий, ориентированных на  комплексную переработку природных и попутных газов непосредственно в районах газо- и нефтедобычи.  Внедрение принципиально новых высокотехнологичных газохимических процессов в районах добычи может открыть перед отечественной газовой отраслью новые перспективы и сыграть огромную роль в экономическом развитии России. Тем более что газохимия, особенно газохимия небольших мощностей, ориентированная непосредственно на районы газо- и нефтедобычи и на комплексную переработку природных и попутных газов,  фактически только вступает в пору своей технологической зрелости. Однако подобную роль газохимия в России может сыграть лишь тогда, когда она  будет  опираться на более простые и эффективные отечественные технологии конверсии природного газа, рассчитанные на эксплуатацию в условиях российских промыслов. И такие технологии, несмотря на финансовые, кадровые и прочие трудности, создаются сейчас многими коллективами отечественных разработчиков.

Естественно, что для  насыщения внутреннего рынка и диверсификации экспорта России нужны и уже освоенные в мировой практике нефтегазохимические технологии и процессы, которые пока не нашли широкого применения в стране. Это прежде всего технологии и процессы, связанные с получением из природного и попутного нефтяного газа жидкого топлива: процесс «газ в жидкость» (GTL), технологии получения диметилового эфира (диметилэфира, или ДМЭ). Это технологии и процессы, обеспечивающие эффективную конверсию метана в низшие олефины – этилен (С2Н4), пропилен (С3Н6) и бутилены (С4Н8), которые являются исходным сырьем для получения практически всех известных промышленных полимеров и химикатов. Но где гарантии, что и они не попадут в очередной санкционный список?

В указанной выше редакционной статье журнала «Бурение и нефть» отмечено: «Если бы санкций не было, их надо было бы придумать. Как толчок, чтобы разбудить благостное дремотное состояние властной российской чиновничьей рати». Боюсь только, что и этот урок будет не впрок. Как не пошел впрок экономический кризис 2008–2010 годов, на который возлагались аналогичные надежды. 

И самое обидное в подобной ситуации то, что учеными РАН и других организаций разработаны и предлагаются различные инновационные технологии, в том числе и готовые к реализации. Но практически во всех отраслях экономики подобные технологии остаются невостребованными промышленностью, их место занимают импортные аналоги, продвигаемые «в пакете» с соответствующим финансированием и сервисом.

Кроме того, проведенный нами анализ показал, что различные подотрасли нефтегазового комплекса испытывают сегодня, хоть и в разной степени, нехватку не только современных технологий, но и по-настоящему прорывных, инновационных стратегий долгосрочного развития. Поэтому будущее российского  нефтегазового комплекса, конкурентоспособность его продукции на мировом рынке во многом будут зависеть от того, насколько отечественной науке и российским компаниям удастся продвинуться в создании новых, особенно прорывных, революционных технологий по всей цепочке – от разведки до потребления углеводородов.  И в первую очередь это касается технологий эффективного освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа и ресурсов нетрадиционных источников нефти и газа, принципиально новых технологий дальнего транспорта природного газа, глубокой переработки углеводородного сырья. То есть технологий именно тех направлений, на которые наложены санкции. И это, видимо, не просто совпадение. Наши конкуренты и противники тщательно готовятся к таким шагам, выбирают наиболее уязвимые места... Чего, к сожалению, не скажешь о действиях нашей элиты.

Для решения обозначенных проблем и обеспечения перехода к ресурсно-инновационному развитию российской экономики необходимо создать эффективные условия привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных проектов. Это можно сделать  через налоговые освобождения и льготные кредиты за счет включения в себестоимость затрат на инновации с повышающим коэффициентом, вводя льготные условия как для концентрации ресурсов по целевым научно-техническим направлениям и проектам, так и для разработки и освоения комплексных технологий.  Это тем более необходимо в условиях, когда серьезнейшей проблемой современного научно-технического комплекса страны остается его систематическое недофинансирование. Но каждый раз начинается «плач Ярославны» из Минфина о якобы выпадающих доходах, каждый раз приходится доказывать, что без подобных налоговых льгот не будет никаких доходов, потому что не будет никакого производства! 

И наконец следует незамедлительно отказаться от остаточного принципа государственного финансирования науки, придав ей статус защищенной строки бюджета. Необходимо разработать и реализовать  механизмы поддержки организаций, аккумулирующих и направляющих финансовые ресурсы в высокорискованные инновационные проекты, начиная с ранних стадий разработки. Возможно также создание приоритетных условий формирования инвестиционных ресурсов для приобретения предприятиями отечественных технологий по сравнению с импортными.

У российской экономики и энергетики есть и другие проблемы и вызовы, которые требуют тщательного анализа специалистов и широкого обсуждения заинтересованной общественностью. В одной статье обо всем не скажешь. Но говорить надо!  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
798
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1056
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
846
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
690

Другие новости