0
2582
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Война на Святой Земле

Евгений Верещагин

Об авторе: Евгений Верещагин - профессор Российской академии наук.

Тэги: Пасха, поломничество, Миссия


-ОТЕЦ ФЕОФАН, раскажите сначала о задачах паломничества, отвлекаясь от текущей обстановки. В чем вы видите его цель? Что дает благочестивое странничество паломнику и какие требования оно к нему предъявляет?

- Припадая ко Гробу Господню или месту Его Рождества, мы имеем исключительную возможность выразить наше сугубое благоговение и чувство глубокой благодарности Богу за ту великую любовь, которую Он проявил по отношению к падшему человеку, восприняв его плоть и отдав Свою душу за спасение многих.

Паломничество - вид духовного подвига, предпринимаемого прежде всего ради испытания и укрепления нашей веры, от которой зависит путь нравственного совершенствования, очищения сердца. Поэтому в отличие от туризма паломничество на Святую Землю - это не встреча с древними камнями, колоннами или гробницами, а встреча с Самим Господом лицом к лицу. Из Священного Писания мы знаем, что Бог есть Любовь, поэтому паломничество на Святую Землю - это возможность особого прикосновения к Божественной любви, потому что здесь все свидетельствует о Любви Бога к людям.

Паломничество - это возможность проверки нашего нравственного состояния и осуществления обетов, данных в таинстве Крещения. Если человек хочет увидеть лицо Божие, конечно, насколько это возможно, ему необходимо обратиться к Богу также лицом, а не стоять к Нему спиной. Поскольку человек сотворен по образу Божию, то истинное лицо человека - это любовь. Поэтому, желая ощутить Божественную Любовь, мы сами должны исполняться теми же чувствами, и в первую очередь к ближнему, к сопаломнику. А это труд, требующий немалого мужества, стойкости и жертвенности.

Путешествуя по Святой Земле, паломник набирается опыта духовной брани и учится молиться. Надо заметить, что там, где в самом воздухе разлита великая благодать Божия, всегда присутствует и тот, кто эту благодать желает похитить. Паломники это противоборство лукавого испытывают на себе: во время паломничества случаются всякие искушения. Поэтому от каждого требуется немалая выдержка и непрестанное молитвенное делание.

- Паломничать можно в пределах страны (например, пойти к преп. Сергию или отправиться на Валаам). В чем состоит отличие паломничества на Святую Землю от всех других паломничеств?

- Иерусалим и вообще Палестина - это самая дорогая православному сердцу святыня. Совершая паломничество к российским святыням, мы испрашиваем себе ходатайства или молитвенного предстательства какого-либо святого. Припадая же ко Гробу Господню или к вифлеемским яслям Богомладенца, мы дерзаем приступать непосредственно к Самому Христу. Христос вознесся на небеса, но здешних мест не покинул. Здесь особое присутствие Божие, и каждый паломник (конечно, при условии соответствующего настроя) его мистически воспринимает. У Гроба Господня можно сподобиться желанной встречи с Господом, ведь в странствие отправляются не столько наши чувства (хотя глаза наши, конечно, широко раскрыты), сколько наша вера во Христа-Спасителя.

Земля, где Христос родился, жил, страдал, воскрес и вознесся на небеса, остается благодатной обителью Господа. Мы и по себе знаем: как много значат для нас те места, где мы родились и росли, где мы пережили незабываемые моменты нашей жизни. Думается, что и для Христа, преобразившего Свое человечество, но отнюдь не растворившего его в Божестве, навсегда останется дорогим тот город, о котором Он говорил со слезами на глазах (Лк. 19: 41). Ибо, как сказал апостол Павел, "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13:8). Я думаю, что и по Вознесении у Христа осталась прежняя любовь к Святому Граду. Так что Его неотступное благодатное пребывание здесь, в Святой Земле, несомненно.

- Вы говорили об идеале. Не бывает ли, однако, такого, что реальность вступает в конфликт с идеалом и паломник испытывает чувство разочарования?

- Идеал, который складывается у нас в России, зачастую оказывается неверным. Паломничество в страну, где жил Христос, - это погружение в ту же самую реальность, которая окружала Его при земной жизни. Люди и обстоятельства не переменились. Из Евангелия мы знаем: Христос вокруг Себя видел и убийства, и грабежи, и обман. Греховность - свойство нашего падшего мира. К тому же следует учитывать, что народы, живущие во Граде Мира (греки и арабы, армяне, копты и т.д.), имеют свою ментальность, культуру, традиции. Даже формы благочестия палестинских православных далеко не всегда совпадают с теми формами, которые приняты у нас в России. В греческом храме богослужение совсем иное. Участвовать в том богослужении, которое знакомо паломнику по России, он сможет только в храмах Русской Духовной миссии.

При всем этом христианин должен быть снисходительным и ко всем относиться с любовью, терпением и прощением.

- Считается, что сейчас, в период интифады, ездить в места компактного арабского проживания не следует. Мы видели мощные израильские кордоны из бронемашин при въезде в Вифлеем. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в смысле ее безопасности для прибывающих на Святую Землю?

- Безопасность - состояние относительное, и даже когда говорят "мир и безопасность" (1 Фес 5:3), то и тогда нет полного отсутствия угрозы. Святая Земля - страна контрастов, здесь собраны святыни трех мировых религий, здесь проживают народы различной культурной принадлежности. Поэтому полной безопасности практически не приходится ждать, даже в самые, казалось бы, мирные времена. Что же сказать о настоящем открытом конфликте? Конфликт, по всей видимости, не движется к завершению. Обстановка в стране, конечно, тягостная: каждый день ожидают терактов, которые, к сожалению, время от времени совершаются. Но несмотря на это, как показывает опыт, паломники и туристы спокойно ездят по святым местам, беспрепятственно проходят к главной святыне, т.е. ко Гробу Господню, проезжают и к пещере Рождества Христова и другим местам.

У наших паломников существует такая практика: они доезжают до блокпоста, здесь оставляют автобус с израильским номером; затем пешком, вместе с жителями Вифлеема, проходят через пост, а на территории арабской автономии нанимают такси. Израильские солдаты обычно не препятствуют проходу паломников. Расстояние до базилики Рождества небольшое, так что за примерно один доллар с человека (туда и обратно) добираются до храма. В базилику вход совершенно свободный.

- И тем не менее нельзя не признать, что ныне паломничество к месту Рождества затруднилось. Между тем пещера, где родился Спаситель, наряду с гробом Господним, - несомненно, главная цель пребывания на Святой Земле...

- Это правда. Если перейти от темы безопасности к вопросу о трудностях, то сейчас действительно добавились дополнительные проблемы. Хочу подчеркнуть, что ситуация преодоления трудностей у паломников возникает часто. Текущий конфликт - совсем не новый, он "естествен" для данной страны, здесь он всегда тлеет. Действительно, сейчас нельзя, как было раньше, подъехать на автобусе непосредственно к храму Рождества в Вифлееме. Проехать в город Иерихон, где находятся Гора искушения, монастырь прор. Елисея, смоковница Закхея, практически совсем невозможно. То же самое касается и Хеврона, где на русском участке находится знаменитый Мамврийский дуб. Это связано с тем, что города Иерихон и Хеврон (вместе с Газой, конечно, и Самарией) отличаются от всех других напряженностью обстановки. Поэтому с израильской стороны контроль бывает жесткий. Города, находящиеся на территории Израиля, где имеются православные святыни, такие, как Кана Галилейская, Назарет, Яффа, Хайфа и др., открыты, жизнь в них протекает своим чередом, доступ к их святыням совершенно свободен и относительно безопасен.

По опыту прошедших шести месяцев могу сказать, что паломничество продолжается. Естественно, застраховаться от известных эксцессов нельзя, и стопроцентной гарантии безопасности Миссия дать не может. Бывало еще до настоящего конфликта, что кто-то бросит камень в окно туристического автобуса, разобьет стекло. Еще раз повторю, арабо-израильский конфликт - это долго не заживающая рана, которая постоянно воспаляется.

Таким образом, определенное мужество от современного паломника требуется. Но паломничество всегда было трудом ради Господа, когда на пути человека встают препоны и трудности. С другой стороны, паломничество - дело добровольное. Предостеречь - моя обязанность, но я совсем не собираюсь кого-либо отговаривать от святого дела, от дела спасения собственной души.

Скажу также прямо: надо быть готовым к тому, что не ко всем святыням, к которым раньше попасть было легко, вообще удастся попасть.

- А как быть пожилым паломникам, которые, отправляясь в путь, рассчитывают на то, что они скорее будут ездить, чем ходить пешком?

- Думаю, что не следует преграждать путь в Святую Землю ни престарелым, ни даже немощным. Большая часть всего паломничества - это переезды на автобусе. В случае же посещения Вифлеема, если необходимо миновать блокпост пешком, то нужно преодолеть расстояние всего в несколько десятков метров. Возле КПП всегда есть возможность взять такси или мини-автобус. Духовная миссия сотрудничает с различными автомобильными компаниями и всегда помогает. Ведь окормление паломников - это одна из важнейших задач Миссии.

- Что вы скажете о положении Русской Православной Церкви на Святой Земле в связи с конфликтом?

- Церковь аполитична, и она не идет по стопам политиков. Мы не придерживаемся чьей-либо стороны, но наша позиция не нейтралитета, а примирения. Известно, что чада Православной Церкви (преимущественно православные арабы) пострадали во время нынешнего конфликта. Из-за обстрелов люди остаются без крова. Например, в Бейт-Джале - арабо-христианском городке в пригороде Вифлеема, расположенном напротив иерусалимского жилого квартала Гило, пострадало много православных и католиков, немало убитых, разрушено множество домов, поврежден и один из трех православных храмов. Создавшееся положение не может не беспокоить Церковь.

Что касается жизни наших монастырей в условиях конфликта, то милостью Божией серьезных изменений мы не ощутили, если, конечно, не считать того, что теперь затруднено сообщение между участками. Так, игумен Гурий, настоятель монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне, живущий там уже около трех лет, имеет возможность проезжать в Хеврон только потому, что его лично знают. А другому священнику и даже начальнику Русской Духовной миссии проехать туда практически невозможно. Но жизнь продолжается. Население тех городов, где находятся наши участки, относится к нам благожелательно. Каких-либо враждебных акций по отношению к нашим сестрам или священникам за время конфликта мы не отмечали. Бывали в прошлом эксцессы фанатиков-хулиганов, однако у властей Государства Израиль и Палестинской автономии мы всегда находим взаимопонимание. Сотрудники министерств, муниципалитетов и других учреждений (государственных и общественных), в которые Миссия обращается, демонстрируют дружелюбие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1780
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4343
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2378
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2703

Другие новости